PhotoBuildings
Санкт-Петербург, Набережная Лейтенанта Шмидта, 41 / 18-я линия В. О., 1
Автор: Павел 63 · Самара           Дата: 18 мая 2017 г.

Информация о фото

Лицензия: BY-SA
Опубликовано 04.06.2017 12:45 MSK
Просмотров — 1313
Подробная информация

Оценка

Набережная Лейтенанта Шмидта, 41 / 18-я линия В. О., 1

Местонахождение:Россия, Санкт-Петербург, Набережная Лейтенанта Шмидта / 18-я линия В. О.
Серия:Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Бруни А. К.
Этажность:2.5
Окончание строительства:1883
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Особняк М. П. Боткина — Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге
" неприметный дом на углу бывшей Николаевской набережной и 18-й линии Васильевского острова – чуть ли не единственное сохранившееся жилое здание той эпохи (кроме дворцов Петра и его верного соратника). Несмотря на перестройки, в силуэте дома до сих пор угадывается тот самый типовой проект Леблона на «высоких погребах», для которого Пётр I лично разработал размеры оконных проёмов на европейский манер: достаточно больших, чтобы пропускать больше света, но не слишком, «понеже у нас не французский климат». Помимо оконных проёмов до наших дней сохранились исторические капитальные стены и часть внутренней планировки. Здание строилось в 1720-х под личным руководством Доменико Трезини для семьи князей Репиных. Сегодня дом известен как особняк искусствоведа, художника, академика, мецената Михаила Петровича Боткина.
Боткин приобрёл старинное здание на набережной в 1883 году, чтобы перестроить его под собственный особняк с музейной функцией и разместить здесь свою знаменитую и обширную декоративно-художественную коллекцию. Для этого он пригласил известного архитектора Александра Бруни, который построил и перестроил множество доходных домов и особняков в Петербурге. Внешне здание изменилось незначительно. На фасаде появились балкон и новая лестница, а также была надстроена мансарда с личной мастерской Боткина. Её и сейчас можно распознать по фамильному вензелю на картуше, который размещён над оконными проёмами.

В ходе перестройки дом полностью преобразился изнутри, ведь богатая коллекция Боткина требовала не менее богатого обрамления. Внутреннее убранство стало по-настоящему парадным, в духе итальянского палаццо: резные двери, лепные и деревянные потолки, изысканные кованые перила лестниц, встроенная мебель, сделанная на заказ под проект, шикарные изразцовые камины и печи.

Сегодня невозможно оценить, какими изначально были отопительная и вентиляционная системы, но думается, при перестройке именно они вызвали наибольшие затруднения у архитектора. Работа с историческими зданиями всегда является одной из самых кропотливых и деликатных, ведь в старых планировках порой отсутствуют даже шахты под новые коммуникации. Вероятно, Александру Бруни приходилось учитывать ещё и микроклиматические показатели, которые напрямую влияют на сохранность художественной коллекции. Она располагалась на нижних этажах особняка в пяти комнатах. Полотна красовались на фоне стен, покрытых шелками, старинных эмалей в золоте, этрусских ваз и итальянских майолик. Новые печи и камины не только хорошо обогревали дом, но стали частью внутренней декоративной фантазии.
Двери дома Михаила Петровича открывались в определённые дни, чтобы полюбоваться коллекцией могли все желающие. Пока был жив хозяин, это место также славилось популярными в Петербурге литературными, артистическими и художественными вечерами. Незадолго до революции коллекция была передана на сохранение в Русский музей, а затем национализирована. Долгое время в доме Боткина располагались народные суды, а недавно в старинные стены въехала другая знаменитая коллекция. Сегодня здесь находится Музей-институт семьи Рерихов."
Источник — https://nsp.ru/news/23115-vasileostrovskii-veteran

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.