PhotoBuildings
Одесса, Садова вулиця, 10
Фото из набора открыток «Одесса», 1972, фото А. Подзерского и Ю. Шашкова
Прислал Александр Сандлер · Одесса           Дата: 1971 г. (примерно)

Информация о фото

Лицензия: BY-SA
Опубликовано 18.03.2015 21:52 MSK
Просмотров — 1316
Подробная информация

Садова вулиця, 10

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Садова вулиця
Серия:Здания и сооружения почтовой и телеграфной связи
Архитекторы:Фельдштейн В. Л., Межибовский А. А.
Подрядчик:Черноморгидрострой
Этажность:3
Строительство:1894—1898
Реконструкция:1957—1962
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Дом связи
Здания почтово-телеграфных учреждений, проект: арх. Харламов В. Ф., Домбровский В. А., 1893 г., надзор: Домбровский В. А., 1894 – 1898 гг. Восстановление, реставрация и реконструкция для Дома связи, арх. Фельдштейн В. Л., Межибовский А. А., проект: 1952. Работы: 1957—1962 гг. [ОД-1, ОД-3; газета «Чорноморська комуна», 1962].

В. Ф. Харламов был не знаком с местными архитектурными приёмами и таким образом в качестве соавтора выступил В. А. Домбровский, который частично участвовал в разработке первоначального эскиза. Площадь участка 1500 кв. саж. Проектная смета составила 122800 т. р. и таким образом комплекс строили в две очереди, сначала административный корпус, а затем жилое здание. Сооружения кирпичные, верхняя часть каменная. [Журнал Зодчий, № 5, 1894 с. 40-42, № 6 с. 49].

"Новый почтамт в Одессе. В непродолжительном времени будет приступлено к сооружению в Одессе здания почтово-телеграфо-телефонных учреждений, с помещениями для служащих. По своему плану, красоте, колоссальности и детальным отделкам, новое специальное здание будет единственным в России, в то же время вполне отвечая современным, широким требованиям, предъявленным к подобным учреждениям. В Одессе, городе с весьма развитой коммерцией, ведущем обширнейшую корреспонденцию, подобное учреждение, которое заменит ныне существующее, безусловно неудобное, — крайне необходимо. В новом здании давно уже чувствовалась потребность. Стоимость постройки предполагается в 1200000 р. Цифра эта красноречиво говорит о колоссальности постройки. До настоящего времени в Одессе нет здания, которое стоило бы таких огромных денег. Новая тюрьма, напр., обойдётся, в общем, до миллиона, а гор театр стоит около 1100000 руб.
Новое здание почтамта будет построено на Садовой ул. и займёт квадратную площадь, выходя одним фасадом и на Коблевскую ул. Постройка будет возведена рядом с домом княгини Демидовой Сан-Донато. Всё сооружение будет состоять из двух больших отдельных зданий. Первое, главное, трёхэтажное здание — для почты, телеграфа и телефона, а второе пятиэтажное — помещение преимущественно для квартир служащих со входами только с Коблевской ул.
Главное здание будет иметь роскошный подъезд с Садовой ул. С левой стороны подъезда — две большие двери для входа публики, а с правой — столько же дверей для выхода. Открывая дверь, посетитель попадает в роскошный вестибюль. По левую руку бюро справок и телефон с экспедицией, а с левой — телеграф с экспедицией и проч. Из вестибюля, через 5 арок, громадный зал, вышиной в 8 саж., шириной в 10 и длиной около 20 саж. Крыша зала во всю её длину стеклянная с железной конструкцией. Здесь, в этом роскошном зале, будет соединена вся экспедиция по приёму и выдаче почты. По трём сторонам залы будут устроены за решётками отделения для разных почтовых операций. Всех отделений здесь 10.
Во втором этаже, на первом плане, помещения аппаратные — телеграфа и телефона, и особое помещение для американских ящиков, которых будет 2000, затем помещение для цензуры, мастерские для телеграфа и телефона, помещения для разборки простой корреспонденции, для распорядительной экспедиции и проч.
На третьем этаже — аппаратные помещения, соединённые с кабелем, слады, уборные для служащих и проч.
Помещения во втором здании расположены след. образом. В первом этаже отделения главного округа, канцелярии и проч.; во втором — квартиры начальника округа, начальников почт, телеграфа и телефона; в третьем, четвёртом и пятом этажах квартируют всех служащих, при чём последний этаж предназначен специально для холостых.
Всех помещений, по 2-5 комнат и более, в главном здании 80, которые распределяются так: в первом этаже 30, во втором и третьем по 25. Во втором здании всех помещений по 1, 2, 5 и 6 комнат свыше 200.
Здания предполагают строить из кирпича, самого лучшего качества (не одесского), а фасад по Садовой ул. — из песчаника, перемешанного с кирпичной кладкой. Отделка всех помещений, как наружных, так и внутренних будет весьма художественна. Будет скульптура, артистические разрисовки, мрамор и проч. Отопление в центральном зале предполагается водяное. Освещение электрическое.
Техническая строительная комиссия одобрила планы построек, без изменения. Кроме расхода на постройку зданий, предполагается израсходовать на мебель и разные деревянные изделия 500000 руб. Работы начнутся приблизительно в июне и продолжатся от 2-3 лет.
Проект планы сооружений составлены архитекторами В. А. Домбровским и В. А. Харламовым; производство работ поручается В. А. Домбровскому.
О постройке нового здания почтамта архитектор Харламов сделал сообщение в общ. архитектуры в Петербурге. Сообщение произвело в обществе сенсацию и вызвало общее одобрение. Помещаем рисунок нового почтамта в Одессе снимок с наброска архитектора Домбровского" [Газета "Одесские новости" № 2881 от 23(7).02(03).1894].

"К постройке нового почтамта в Одессе. Главное управление почт и телеграфов решило на первое время построить в Одессе только центральное здание нового почтамта, отложив постройку второго корпуса (квартиры, службы и проч.) на будущее время. Всего на постройку нового почтамта предполагалось израсходовать 1228000 р. Теперь же, с возведение лишь центрального здания, будет ассигновано 700000 р." [Газета "Одесские новости" № 2960 от 20.05.1894].

"Постройка одесского почтамта. Из достоверного источника сообщаем, что постройка почтамта на Садовой ул. начнётся в текущем году, не позже августа. Ассигнованные на нужны постройки 400.000 руб. уже находятся в казначействе на имя местного почтового ведомства. Как мы уже сообщали, в начале будет приступлено к сооружению здания собственно для нужд почты, а затем будет уже сооружён корпус для квартир начальника почтовой конторы и других служащих. Любопытно отметить, что "Новороссийский Телеграф" категорически опровергал наше сообщение о предстоящей в Одессе в текущем году постройке нового почтамта" [Газета "Одесские новости" № 2976 от 8.06.1894].

После постройки здания в него переехали Одесская почтовая контора (Екатерининская, 37) и Одесская телеграфная контора (Льва Толстого, 3).

«К введению автомобильной тяги в одесском почтамте. Как у нас уже сообщалось, в текущем году для обслуживания одессских почтовых учреждений будут введены автомобили, которыми будет заменена конная тяга. Главное управление почт и телеграфов решило затратить на это дело необходимую сумму до 100 тыс. рублей на приобретение специальных автомобилей, сооружение гаражей и наём штата специальных служащих. Вчера прибыл в Одессу из Петербурга представитель главного управления почт и телеграфов Шумаков, командированный для участия в технической комиссии, специально организованной для выработки этого дела под председательством начальника одесского почтового телеграфного округа М. Ф. Воронкова. Вчера же вечером состоялось первое заседание этой комиссии, в которой намечен был план работ по введению автомобильной тяги для перевозки почты, посылок, ящиков и прочего по городу, на пристань к пароходам и на железнодорожные станции. Эксплуатация автомобильной тяги будет производиться хозяйственным способом» [Газета «Одесские новости» № 8313 от 8.01.1911].

«Вчера под председательством начальника одесского почтово-телеграфного округа М. Ф. Воробкова состоялось заседание технической комиссии по введению в одесском почтамте автомобильной тяги. В заседании участвовал представитель главного управления почт и телеграфов Б. К. Шушаков, начальник одесского почтамта В. Н. Колчев и другие. Предполагается, что всего понадобиться около 15 автомобилей средней величины со специально устроенными углублёнными кузовами. С целью испытать некоторые системы автомобилей,в течение последних двух дней вся почтовая корреспонденция перевозилась из почтамта на автомобилях. Б. К. Шушаков пробудет в Одессе ещё в течении недели. Введение в одесский почтамт автомобильной тяги на первых порах обойдётся приблизительно в 100 тысяч рублей» [Газета «Одесские новости» № 8316 от 12.01.1911].

«Представитель главного управления почт и телеграфов господин Шушаков, участвовавший в заседаниях комиссии при управлении одесского почтово-телеграфного округа по введению автомобильной тяги в одесском почтамте, выехал, из Одессы в Петербург, где представит доклад по этому вопросу главному управлению. Там же, в Петербурге, будет избрана наиболее соответствующая система автомобилей, подлежащая введению в Одессе для перевозки почт на вокзал и на пристани к пароходам. Весной будет приступлено к устройству специального гаража для автомобилей. Первоначальное обзаведение имуществом, автомобилями, постройка гаража, приглашение специального штата и прочее вызовут расход в сумме до 100000 рублей» [Газета «Одесские новости» № 8329 от 27.01.1911].

1924: Одесская почтово-телеграфная контора, междугородняя телефонная станция [ВО/1925, С. 226].
1930: Одесская окружная почтово-телеграфная контора, Одесская междугородняя телефонная переговорная станция [ВО/1925, С. 119, 120].

Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения № 774-Од под названием «Здание Главпочтамта» (годы постройки: 1893—1895, арх. Харламов В. Ф. при участии Домбровского В. А.) (Решение Одесского Облисполкома № 230 от 20.04.1982 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Комментарии · 1

02.09.2015 02:38 MSK
Ссылка
Antique · Одесса
Фото: 1199 · Общий редактор БД
Сейчас дом окрашен в монотонный песочный цвет.
0
+0 / –0

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.