Perm, Комсомольский проспект, 4
Вид из Зоопарка
Author: TORMOZZ · Perm           Date: August 10, 2010

Statistics

License: Copyright ©
Published 07.11.2015 22:39 MSK
Views — 261
Detailed info

Voting

Rating: +1





Permanent link to this photo

To the photo's rating


Location:Russia, Perm region, Perm, Комсомольский проспект
Project:Православные храмы
Architects:Васильев П. Т., Свиязев И. И.
Construction started:1798
Construction finished:1819
Current state:In use
Name/purpose:Спасо-Преображенский Кафедральный собор
Пермская государственная художественная галерея с 1931 года помещается в самом крупном здании старой Перми — кафедральном соборе, выстроенном в стиле русского классицизма. Собор входил в ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

В 1775 году Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь был упразднен, а после открытия в 1781 году Пермского наместничества по ходатайству генерал-губернатора Пермского и Тобольского Е.П. Кашкина. Для строительства монастыря было выбрано место на Егошихинской горе (д. Горки). Однако в 1789 году генерал-поручик А.А. Волков решает строить монастырь на высокой горе Слудке.

Здание собора было заложено в 1798 году. Для строительства использовались кирпич и железо из разобранных построек Пыскорско — Ласьвинского монастыря, к тому времени пришедшего в упадок. Из этого же монастыря был привезен уникальный резной (из дерева) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке.

В 1818 году закончилось строительство летней части собора, а годом позднее и зимней. Обе части собора были соединены между собой и составляли единое целое.

На проект колокольни был объявлен конкурс. В нем принимали участие губернский архитектор П.Т. Васильев и известный зодчий Луиджи Руска. Из экономических соображений местные власти предпочли проект П.Т. Васильева. Но при возведении колокольни выявились дефекты проекта: в стенах первого яруса появились трещины. В результате проект колокольни пришлось переделывать. Окончательный вариант выполнил архитектор И.И. Свиязев.

Отдельно стоящую 67 — метровую колокольню начали сооружать в 1818 году, строилась она 14 лет артелями каменщиков, состоящими из крепостных крестьян.

В 1853 -1854 гг. губернским архитектором Г.П. Летучим был сделан проект реконструкции собора, который включал в себя следующие работы: отдельно стоящие колокольня и собор соединяются крытой наземной галереей; колокольня с южной стороны получает еще одну галерею, соединяющую ее с архиерейским домом. Эти изменения учитывали уже сложившуюся ранее планировочную структуру, при этом позволяли добиться большего единства архитектурных форм, приблизив ансамбль к стилю русского классицизма начала XIX века. В результате реконструкции собора Стефаньевский храм был увеличен. Претерпел изменения и храмовый интерьер. Мраморный иконостас был "поновлен и украшен золоченою резьбою, а своды и стены в приличных местах украшены живописными изображениями святых". Колокольню соединили с собором и архиерейским домом (ныне краеведческий музей) крытыми галереями, у алтаря летней части собора были устроены два придела. Но реконструкция, намеченная по плану, не была доведена до конца: колокольня не получила дополнительного яруса, форма крыши летней части собора осталась без изменений.

В 1892 -1893 годах архитектор А. Б. Турчевич провел еще одну реконструкцию здания. С южной и северной сторон переходной галереи (между собором и колокольней) делаются два придела и увенчиваются главками с луковичными завершениями.

В 1895 году в северо-восточной части архитектурного комплекса были выстроены два двухэтажных дома для "братствующих". Они также входили в общий ансамбль кафедрального собора.

Построенный в начале XIX века и лишь незначительно расширенный в 1853-1854 гг. к концу столетия он уже не отвечал своему назначению как главный городской собор. После того как были сделаны каменные пристройки к зимнему Стефаньевскому храму, полезная площадь его значительно увеличилась. Длина теплого придела составила 19 сажен, ширина в восточной части 6,5 сажен, в западной 11 сажен, высота 4,5 сажен. Во всю ширину западной стены храма были устроены хоры. Паперть, находящаяся ранее в переходной галерее, перенесена было под колокольню (длина 5 сажен, ширина 2,4 сажен). После произведенного в эти годы расширения собор стал пятипрестольным.
В новых приделах были установлены иконостасы, небольшие, двухъярусные, с одинаковым числом икон в каждом. Иконостасы были резаны из елового и липового деревьев и позолочены. Иконостасы, очевидно, были выполнены в специальном иконостасном заведении г. Перми, открытом во второй половине XIX века Алексеем Николаевичем Мамаевым. Внутри северного и южного приделов стены и своды были выкрашены масляной краской. Больших сюжетных композиций, подобных росписи летнего Спасо-Преображенского собора, здесь не было. На сводах, колоннах и в простенках между окнами были даны изображения отдельных святых. Стены и свод Стефаниевского храма были "украшены живописными изображениями разных событий из священной и церковной истории, святых угодников, а также орнаментами". В июне 1899 года стены паперти расписываются сценами из жизни св. Стефана Пермского.

В 1901 году строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича возвращается к начатой в 1892 году реконструкции собора. В эти годы были проведены следующие работы: увеличено левое крыло колокольни (помещение ризницы), по длине оно стало равно правой переходной галерее, ведущей в архиерейский дом. Оба крыла получили одинаковое одноэтажное оконное членение. Два крыльца, находящиеся с фасадной стороны архиерейского дома, были убраны, а вход перенесен в угловую часть.

Последующие реконструкции здания касались только внутренней части самого помещения, которое приспосабливалось для музейного дела.

В 1931 году, после передачи здания собора Пермской художественной галерее, архитектором Н.А. Шваревым был выполнен проект реконструкции интерьера. Базиликальный план собора позволил перейти к анфиладному решению пространства за счет установки продольных и поперечных (частично) перегородок.

9 мая 1946 года шпиль колокольни сгорел от попадания в него осветительной ракеты во время праздничного салюта. В 1946 — 1947 гг. шпиль восстановили, но уменьшили в размерах.

В 1957-1958 годах летняя часть собора получила трехэтажное деление (проект архитектора Д.Я. Рудника). В эти же годы в здании выполнены все виды внутреннего благоустройства. Фасад здания получил традиционную для классицизма окраску.

В 2001 г. к капитальному ремонту здания приступила фирма "Яшин и партнёры", известная в Перми как работающая преимущественно по ремонту и реставрации зданий — памятников истории и культуры. Уже на первом этапе работ в "Шишкинском" зале галереи реставраторы обнаружили древние росписи стен, которые было решено более не скрывать от посетителей. Для исследования и экспертизы росписей в Пермь был приглашён московский художник-реставратор А.С. Чепурной.

Здание кафедрального собора и примыкающее к нему здание архиерейского дома составляют единый ансамбль, дошедший до наших дней почти без изменений. Он является памятником архитектуры федерального значения и находится под охраной государства.

В настоящее время Пермская художественная галерея размещается в самом крупном здании старой Перми — в Кафедральном Спасо-Преображенском соборе, построенном в стиле русского классицизма. В 20-х годах ушедшего столетия в обширных помещениях собора разместилась Пермская государственная художественная галерея, для нужд которой в основном объеме и трапезной с приделами в 1957-58 годах были устроены перекрытия, разделившие указанные части храма соответственно на 3 и 2 этажа, а стены храма повсеместно покрыты масляной краской. В начале сентября начался ремонт. Все экспонаты бережно поместили в специальные хранилища.

В ходе проводящегося в настоящее время ремонта в экспозиционных залах музея на некоторых участках южной стены южного придела храма были раскрыты небольшие по размерам фрагменты монументальной росписи. В частности, на верхней части простенков между окнами придела выявились две композиции с изображениями стоящего лицом к зрителю митрополита Михаила Киевского и коленопреклоненного перед иконой митрополита Ионы Московского. Ближе к алтарю придела в верхней части той же стены раскрыт фрагмент еще одной композиции с нижней частью фигуры неизвестного персонажа. Все три фрагмента росписи выполнены масляными красками, манера живописи академическая, характерная для конца XIX — начала XX веков, качество исполнения вполне профессиональное. Поле всех трех композиций окружено орнаментом в технике гризайль (имитация лепного рельефа) довольно простого рисунка в розовых, белых и бежевых тонах. Композиция с изображением митрополита Ионы Московского и окружающий ее орнамент под верхним красочным слоем имеет другой, более ранний, что видно на поле композиции в мелких утратах и на изображении орнамента в пределах более крупных утрат. Сюжет и качество более раннего изображения определить трудно, однако, ранний орнамент отличается весьма приятной гаммой зеленых оттенков и тщательностью проработки довольно мелкого растительного рисунка, видимо, также выполненного в гризайли. Орнамент, окружающий фрагмент композиции, с неизвестным персонажем тоже переписан с изменением цвета и рисунка. Оба слоя живописи возникли между 90-ми годами XIX века и концом первого десятилетия XX века.

Предполагалось, что росписи могли сохраниться и в других местах. 14 ноября 2001 г. губернатор Пермской области осмотрел обнаруженные росписи и принял решение о раскрытии и восстановлении ценных росписей и в других местах. Было решено пригласить для консультации и экспертизы московских реставраторов.

По приглашению Пермской художественной галереи, с 22 по 27 ноября 2001 г. в Перми находился Александр Семёнович Чепурной, московский художник-реставратор из Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ, установивший, что два обнаруженных фрагмента росписи являются поздними подновлениями и под собой скрывают более ранние живописные слои.

В зале Пермской деревянной скульптуры были установлены леса и московский реставратор провёл исследование по выявлению росписи сводов. В верхней части стен основного объема храма, в местах, оказавшихся доступными для натурного обследования (юго-западной и северо-западной углы четверика) из-под малярных масляных покрасок раскрыты небольшие фрагменты масляной росписи, представляющие собой фрагменты орнаментальных и сюжетньк композиций. Красочный слой весьма тонок, лежит на хорошо подготовленной и крепкой (за исключением некоторых фрагментов по всем стенам и своду) штукатурке, по технике и манере исполнения отличаются от обнаруженного в южном приделе. Прослеживаемые характерные технические и художественные особенности данной живописи позволяют отнести ее к первой половине XIX века, т.е. ко времени возникновения первой росписи в соборе. Поновления и поздние записи на поверхности данной живописи отсутствуют. Фрагменты отличаются профессиональным мастерством, выдержанной гаммой цветов, легкостью и динамичностью изображения, тщательной живописной проработкой деталей, удаленных от зрителя на значительное расстояние. В ходе раскрытия фрагментов на них обнаружено некоторое количество мелких утрат, произошедших уже давно, до покрытия живописи масляной малярной краской, что, однако, может быть восполнено во время реставрации. По результатам визуального исследования поверхности стен и купола основного объема храма можно ожидать достаточную сохранность первоначального штукатурного покрытия и живописи под 2-3 слоями поздних малярных наслоений.

По историческим источникам, сразу после завершения строительства собора началась отделка интерьеров. Стены и подкупольное пространство были выкрашены краской, а стены между окон первого и второго этажей расписаны артелью под руководством Ивана Бабина.

Позднее, в 1846-1848 гг., купол и стены летнего храма были "украшены живописью, произведенною мастерами Димитриевым и Орловым. Помимо Орлова и Димитриева, в росписи соборного храма принимали участие Н.В. Казаков и П.В. Ладейщиков — крепостные мастера уральского заводовладельца Х.Е. Лазарева, а в написании отдельных храмовых икон — В.П. Верещагин и др.

Все пространство летнего храма делилось условно как бы на две части — первый и второй ярусы и подкупольное пространство, разделенное алебастровым рельефным карнизом. Роспись первого яруса размещалась в простенках между окон, выше, на уровне второго яруса, шли изображения, заключенные в полукруг. Подкупольное пространство храма занимала сцена, изображающая второе пришествие Иисуса Христа. Спаситель изображался восседающим на облаках в окружении архангелов и ангелов.

Camera Settings

Model:NIKON D3000
Date and Time:10.08.2010 13:20
Exposure Time:1/320 sec
Focal Length:55 mm
Aperture Value:9
ISO Speed:100
Show all EXIF tags

Your comment

Please do not discuss political topics or you will be banned for 1 month!
You need to log in to write comments.