Рейтинг: +1
|
Местонахождение: | Россия, Московская область, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра |
Серия: | Православные храмы |
Группа: | Троице-Сергиева лавра |
Строительство: | 1422—1423 |
Стиль: | Древнерусский |
Текущее состояние: | Используется |
Название/назначение: | Собор Троицы Живоначальной (Троицкий собор) |
Белокаменный храм-памятник преподобному Сергию Радонежскому, построенный на месте деревянной церкви чаянием игумена Никона. Мощи преподобного Сергия Радонежского хранились сначала в деревянной, затем в серебряной раках до 1941 г., когда под угрозой захвата города немецкими войсками были эвакуированы в г. Соликамск Пермского края, откуда возвращены и помещены в Успенском соборе Лавры в 1946 г.
В архитектурном плане храм в духе московского зодчества XIV-XV вв. как продолжения белокаменной русской романики. Отличие в использовании в качестве декоративного убранства орнаментальных резных белокаменных поясов и фризов вместо традиционных для владимирской архитектуры арочно-колончатых и городчатых. Стены и барабан купола имеют заметный завал внутрь, к вертикальной оси здания для усиления ощущения высоты храма при относительно скромных его размерах.
Храм расписан Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным, но фрески их работы утрачены кроме фрагментов, нынешние записи позднейшего происхождения. Сохранились иконы работы этих двух мастеров, в частности, "Троица" (в оригинальном иконостасе XV века заменена копией).
Сохранилось оригинальное паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров.
Западная закрытая паперть впервые упоминается в 1584 г. Во вратах в южный Никоновский притвор сохранена пробоина от ядра, полученная в ходе обстрелов при осаде обители литовско-польскими и бандитскими формированиями в 1608-1610 гг.
Закрыт для богослужения с прочими храмами Лавры в 1920 г. согласно решению местных властей, подкреплённому постановлением Совнаркома РСФСР. В советское время находился в распоряжении музея, богослужения возобновлены с 1950-х гг.
Реставрация Троицкого собора началась в 1925 г. с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д. П. Сухов. В 1926 г. им же восстановлены три из пяти ранее растёсанных оконных проёмов в апсидах храма. В 1939-1940 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 г.
В 1954 г, под руководством архитектора В. И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проёмов. В 1966 г. данный этап реставрации был завершён восстановлением позакомарного покрытия.
Памятник архитектуры. ОКН № 5010420024 |
Производитель камеры: | NIKON CORPORATION |
Модель камеры: | NIKON D7200 |
Программное обеспечение: | Adobe Photoshop Lightroom Classic 7.5 (Windows) |
Имя автора: | SERGEY_NEMTSEV |
Авторские права: | My_life_my_rules |
Время съёмки: | 22.09.2020 10:03 |
Выдержка: | 1/400 с |
Диафрагменное число: | 10 |
Чувствительность ISO: | 250 |
Фокусное расстояние: | 22 мм |
Эквивалентное ФР: | 33 мм |
Вспышка: | Отключена принудительно |
Замер экспозиции: | Мультисегментный |
Режим съёмки: | Программный |
Показать весь EXIF |
|