PhotoBuildings
Санкт-Петербург, Летний сад, лит. А
Автор: Сергей Nemtsev · Таганрог           Дата: 21 апреля 2017 г.

Информация о фото

Лицензия: BY-NC-ND
Опубликовано 29.10.2020 22:53 MSK
Просмотров — 248
Подробная информация

Оценка

Рейтинг: +2

Летний сад, лит. А

Местонахождение:Россия, Санкт-Петербург, Летний сад
Серия:Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Трезини Д.
Этажность:2
Строительство:1710—1712
Стиль:Барокко
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Летний дворец Петра I
1710 (1711)-1712 — арх. Трезини Доменико
1714 — барельефы фасада
1961-1964 — ремонтно-реставрационных работы
Для устройства своей резиденции Пётр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) — небольшой домик с хозяйственным двором и садом.

Первое время Пётр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построили собственный дом. С 1705 по 1707 год Иван Матвеев (Угрюмов) руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе.

По личному указанию Петра была "перебита" речка — сделана запруда на Безымянном ерике, прорыт гаванец — пристань Летнего сада, начаты работы по созданию фонтанной системы. Иван Матвеев построил и новые царские хоромы.
В 1710 году в городе начался период каменного строительства. Велось оно и на Государевом Летнем дворе. По указанию Петра на месте его прежнего дома возвели каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини, завершив его отделку к 1713 году.

Двухэтажное кирпичное здание Летнего дворца с четырёхскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши — водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа.

Вход обрамлён порталом из чёрного мрамора, над которым — барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями. Основным украшением фасадов дворца Петра I являются 28 барельефов, исполненных в редкой технике ручной намазки, расположенные в рамках между окнами первого и второго этажей. Тема изображений — прославление морской силы России.

Как и любое жильё, отвечающее вкусам Петра I, его дворец невелик: 26,5 х 15,5 м; высота двух этажей — 8,1 м; высота до конька крыши — 13,3 м; высота комнат — 3,3 м. Планировка обоих этажей одинаковая. Первый этаж был жильём Петра I, второй — его жены Екатерины.

Дворец предназначался только для летнего жительства (с мая по октябрь), поэтому в нём тонкие стены и одинарные рамы. Во дворце всего 14 комнат, две поварни, два внутренних коридора. Расположение комнат — анфиладное, а служебные помещения сообщаются с внутренним коридором, что избавляло прислугу от необходимости появляться в парадных комнатах.
В служебный коридор выходят:
а) гардеробная (сохранились подлинные сосновые шкафы для хранения одежды — специальными коваными крюками они прикреплены к стенам);
б) денщицкая (1-й этаж); фрейлинская (2-ой этаж);
в) поварни, туалеты, топочные отверстия печей;
г) служебная винтовая лестница, скрытая за дубовой резной конструкцией, напоминающей шкаф (изготовлена в соответствии с указанием Петра от 2 мая 1714 года). Наружная дверь из коридора выходила на фасадную невскую галерею.

В начале XVIII века Летний дворец с трёх сторон омывался водой: с севера к фасаду подступала Нева, с востока — Фонтанка, с юга перед входом располагался гаванец. При археологических раскопках на этих фасадах были обнаружены пазы для балок деревянного настила — галереи с "балясами" (по типу эти балясины были аналогичны корабельным).

Линией сопряжения восточного и северного фасадов дворец "врезался" в толщу воды, как бы отделяя воды Фонтанки от вод Невы, которые обтекали дом-корабль, создавая иллюзию его движения. Лодки и ялики подходили к дворцу с Невы и пришвартовывались у фасадов, как у бортов корабля (на южном и восточном фасадах сохранились причальные кольца).

Расположение дворца на полуострове было использовано для устройства в нём проточно-промывной канализации. Идея архитектора Ж. Б. Леблона, по тому времени — последнее слово техники, не могла не увлечь Петра. Под фундаментом здания был проложен канализационный тоннель, соединивший Неву с гаванцем, по которому циркулировала вода. Посредством деревянных коробов с тоннелем были связаны 6 туалетов дворца (проточно-промывная канализация действовала только до 1777 года, так как после наводнения гаванец был засыпан).

По проекту Ж. Б. Леблона была оборудована нижняя поварня Летнего дворца — здесь появились очаг, разделочные столы, кладовые и мойка с проточной водой. Вода во дворец подавалась от фонтанной системы Летнего сада, насосами накачивалась в свинцовый бак на чердаке, откуда по трубам поступала в поварню.

Следует особо отметить отделку интерьеров дворца дубом — деревом, которое в петровское время использовалось почти исключительно для нужд флота. Дуб применяли не только для конструктивных частей судов, но и во внутренней отделке кораблей. В петровском дворце двери, стенные панели, лестницы изготовлены из дуба.

Исключение составляют два кабинета — Зелёный (на 2-ом этаже) и личный Кабинет Петра (на 1-ом этаже), где двери и стенные панели отделаны орехом (имеется в виду комната, ранее называвшаяся исследователями Токарной — здесь демонстрировались токарные станки Петра I, которые ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Смежные с Кабинетом комнаты — столовая и спальня царя. На филенке двери, ведущей в спальню — изображение Голгофы (предположительно работы Петра I). Со стороны коридора к Кабинету примыкает туалет с сохранившимся участком канализационного тоннеля. Одна из дверей кабинета выходит на галерею со стороны Невы, другая, через столовую, на южную галерею со стороны гаванца.

В Кабинете находится уникальный ветровой прибор. В резную раму, резьба которой выполнена на тему морской символики, заключены три диска со шкалой: верхний — часы со стрелками (часовой, минутной и секундной), нижние диски — "ветровые указы", соединённые с флюгером на крыше дворца. Прибор с "ветровыми указами" — прибор навигационный, позволяющий определять силу и направление ветра в Балтийском регионе. Он был заказан Петром I дрезденским мастерам Динглингеру и Гертнеру в 1713 году. В 1714 году ветровой прибор привезли в Санкт-Петербург и установили на месте, выбранном самим Петром — в его Кабинете.

Хорошо сохранилась отделка Зелёного кабинета в верхнем этаже. Это один из первых образцов украшения интерьера в духе новой французской моды, которая предполагала украшение стен панелями с декоративными росписями, зеркалами, десюдепортами. В этом кабинете, в стенных шкафах, дверцы которых до сих пор застеклены квадратиками "лунного" стекла начала XVIII века, помещались предметы первой петровской Кунсткамеры.

Тема триумфа в декоре фасада дворца позволяет считать его первым памятником победам России в Северной войне. Сцены, представленные на барельефах — мифологические, но заключенный в них смысл оторван от контекста мифов и становится понятным лишь в связи с основной коллизией в жизни России и самого Петра I — борьбой со Швецией за выход к морю. Сюжеты барельефов, несомненно, выбраны государем, и не случайно некоторые из них совпадают с сюжетами корабельной резьбы ("Триумф Нептуна и Амфитриты", "Персей, побеждающий Медузу", "Амуры на дельфинах", "Амуры на гиппокампах"). Толкование этих аллегорий можно найти в печатных описаниях триумфальных врат, воздвигавшихся по случаю побед над шведами, где Нептун и Амфитрита являются олицетворением морской славы России и символом её роста, в образах античных божеств и героев (Марса, Геракла, Персея) представляется сам Пётр, а противник царя — Свейская держава, именуется "гидрою, химерою, змеею прехитрой".

Крышу Летнего дворца венчает флюгер: Св. Георгий Победоносец поражает копьём змея. Нет сомнения, что для Петра и его современников это был зримый образ победы государя с его "...православным воинством" над "химероподобными дивами" — шведами.

Летний дворец сохранился до наших дней без существенных изменений. Это подтверждается и историческими планами Летнего сада первой половины XVIII века, и фиксационными чертежами М. Г. Земцова 1727 года. Поэтому Летний дворец — не только одно из первых каменных зданий Петербурга, с которого "начинался город", но и уникальный образец архитектурного творчества его основателя, отразивший в себе своеобразие личности Петра I.

В начале XIX века Летний дворец служил дачей для высших государственных чиновников. Музейная история здания начинается в 1903 году, когда к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга в его стенах была развернута выставка, посвящённая Петру I.

После 1917 года дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник.
В 1934 году в Летнем дворце Петра I был открыт историко-художественный мемориальный музей.

Параметры съёмки

Модель камеры:NIKON D90
Время съёмки:21.04.2017 11:14
Выдержка:1/250 с
Диафрагменное число:8
Чувствительность ISO:200
Фокусное расстояние:26 мм
Показать весь EXIF

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.