PhotoBuildings
Архитектурная
фотобаза

Харьков, Проспект Машиностроителей

Местонахождение:Украина, Харьковская область, Харьков, Проспект Машиностроителей
Серия:Станции метрополитена
Архитекторы:Спивачук В. А.
Строительство:1968—08.1975
Текущее состояние: Используется 
Название/назначение:Станция метро «Центральный рынок»
Станция метро «Центральный рынок», арх. Спивачук В. А., инж. Пашков П. Д., Лысенко Е. В., худ. Щеглов А. М., 1975.

Открыта 23 августа 1975 г.
Расположена в центральной части города и названа согласно расположенному рядом центральному рынку, называемому также в народе «Благбазом» (сокращенно от «Благовещенский базар»). Первоначально станцию, имевшую проектное название «Коммунальный рынок», предполагалось расположить в районе Благовещенского собора. Но при проведении предварительных изысканий в этом районе выявились неблагоприятные гидрогеологические условия, и трассу пришлось перенести в сторону.
Станция односводчатая, мелкого заложения, перекрыта монолитным железобетонным сводом, возведенным с помощью передвижной опалубки. Благодаря единому монолитному своду, перекрывающему вестибюли и станционный зал, создано огромное пространство. Путевые стены, продолжающие очертания свода, облицованы плитами серого мрамора с резными декоративными вставками в характере украинского растительного орнамента. Рисунок пола платформы, выстланного из полированных плит разноцветного гранита, напоминает ковер. Широкие лестницы в концах платформы ведут в вестибюли, которые продолжают пространство станционного зала. Стены вестибюлей облицованы светло-серым и светло-розовым мрамором.
В результате обильных ливневых осадков, прошедших летом 1996 года, уровень грунтовых вод в районе станции «Центральный рынок» резко повысился — до пяти метров от головок рельсов. Была повреждена платформенная часть станции.
Реконструкция «Центрального рынка» велась около года, при этом станция продолжала функционировать на протяжении всего этого времени в обычном режиме. В ходе реконструкции под платформу было уложено 404 кубических метра бетона, 35 тонн арматуры, в лотковую часть станции для устранения течей нагнетено 185 тонн цементного раствора. На платформе установили колонны, выполняющие функцию укрепления бетонного основания. Всего на выполнение этих работ было затрачено 2,2 миллиона гривень. Пригруз и установка колонн дали свои результаты — станция вернулась в первоначальное положение, деформации прекратились, движение поездов можно было осуществлять с установленными скоростями.
Таким образом, в Харькове появилась уникальная станция колонного типа с односводчатым перекрытием, аналогов которой нет в бывшем СССР, а возможно, и во всем мире. Однако колонны, напоминающие большие торшеры, вносят некоторую дисгармонию в архитектурную композицию станции, так как они облицованы розовым мрамором, а сама станция выполнена в серых тонах. До реконструкции свод украшали изготовленные из листового профилированного алюминия светильники, своей формой напоминающие летящих в небе журавлей [сайт «Харьков транспортный»].



Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.