PhotoBuildings
Змиевской район, прочие н.п., С. Першотравневое
Автор: Андрей Кравчук · Харьков           Дата: 21 июля 2011 г.

Информация о фото

Лицензия: BY-ND
Опубликовано 02.07.2017 11:19 MSK
Просмотров — 518
Подробная информация

Оценка

Рейтинг: +1
Fakel+1

С. Першотравневое

Местонахождение:Украина, Харьковская область, Змиевской район, прочие н.п., С. Першотравневое
Серия:Православные сооружения
Архитекторы:Марфельд Р. Р.
Строительство:10.1891—06.1894
Стиль:Псевдорусский
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Часовня Спаса Нерукотворного
Часовня Нерукотворного Спаса сооружена на месте, где в 1888 г. вблизи станции Борки сошел с рельсов поезд, в котором ехал российский император Александр III с семьей. Множество людей погибло в катастрофе, однако находившийся в вагоне-столовой император чудом не пострадал, как и члены его семьи. В память об этом событии был основан Спасов скит. По проекту академика архитектуры Марфельда были воздвигнуты храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса. При ските действовала больница и дом для престарелых железнодорожников, школа, библиотека. Во время Великой Отечественной войны храм был взорван, а часовня сильно повреждена. Только в 2003 г. была проведена реставрация часовни, а станции вернули историческое название.

21.05.1891 (ст. ст.) — Закладка храма и часовни, там же в источнике описание и рисунок храма [Газета "Одесские новости" № 2982 от 14.06.1894].

"К освящению храма и часовни на ст. "Борки". 13-го июня, изволили проследовать через Москву на станцию Борки Его Императорское Величество Государь Император с Августейшим Сыном Его Императорским Величеством Великим Князем Михаилом Александровичем.
Незадолго до прихода Императорского поезда на "Семерную" станцию Николаевской железной дороги изволил прибыть Августейший Московский Генерал-Губернатор, его Императорское Высочество, Великий Князь Сергей Александрович; к тому же времени на станции собрались; командующий войсками московского военного округа, генерал-адъютант Костанда, московский губернатор Булыгин и пр.
Ровно в 9 час. 20 м. утра, Императорский поезд плавно подошёл к станции и Его Высочество Великий Князь Сергей Александрович изволил войти в вагон Государя Императора. Вслед за тем удостоились счастия представиться Его Величеству: генерал-адъютант Костанда и московский губернатор Булыги.
После 10-ти минутной остановки Царский поезд тронулся далее.
На освящение храма и часовни на ст. "Борки" в память 17 октября 1888 г. прибыли в Харьков 13-го июня министр внутренних дел действительный тайный советник И. Н. Дурново и обер-прокурор святейшего синода действительный тайный советник К. П. Победоносцев. Для присутствия при торжественном освящении храма приехали также предводители дворянства и городские головы как смежных губерний с Харьковской, так и некоторых довольно отдалённых, а также некоторые председатели губернских и уездных управ.
Около 6 ч. дня у харьковского губернатора состоялся обед, на котором присутствовали: министр внутренних дел, обер-прокурор святейшего синода, командир 10 армейского корпуса, г. губернский предводитель дворянства, вице-губернатор с супругой, попечитель учебного округа, председатель судебной палаты, харьковский и волчанский предводители дворянства, председатель губернской земской управы, городской голова, князь Куракин, князь Щербатов и др. Из иногородних присутствовали: полтавский губернатор, губернские предводители дворянства: московский и киевский и городские головы: петербургский и московский. Вечером у губернатора состоялся раут, на котором присутствовали: министр внутренних дел, обер-прокурор святейшего синода и до 300 приглашённых лиц, местных и иногородних, прибывших в Харьков ко дню освящения храма и часовни на месте события 17 октября 1888 года ("Х. Г. В.").
Мы уже поместили рисунок и описание храма Христа Спасителя на месте события 17 октября 1888 г. На том же месте сооружена во имя Нерукотворного Спаса часовня, отмечающая на 277 версте Кур.-Харьк.-Аз. железной дороги достопамятное место остановки Императорской столовой-вагона. Она устроена в самом полотне насыпи таким образом, что пещерная часть её находится как раз под местом остановки вагона, — она врезана в полотно и над ней устроены особые арки, поддерживающие полотно насыпи. Занимаю в глубину пространство в семь почти саж. и ширину 3 1/2 саж., часовня имеет общую высоту, считая с крестом, 14 саж. Входная башня её возвышается над полотном железной дороги; она сложена из обыкновенного гончарного кирпича, но с облицовкой её жёлтым киевским и изразцами. Пирамидальный четырёхгранный шпиль её покрыт особой глянцевой черепицей и заканчивается позолоченной луковицей с крестом. Главное украшение часовни снаружи составляют двадцать мозаиковых образов. помещённых в особых нишах на золотом фоне, изготовленных в мастерской петербургского художника Фролова, по венецианскому способу Сальвиати. В числе образов есть св. переподобного Сергия Радонежского (пожертвован елисаветградским и одесским земствами).
Над входной аркой часовни, под Императорской коронной, приведён текст: Господи, Спаси Царя и услыши ны въ он жа аще день призовёмъ Тя". В часовню ведёт небольшая папорть. Внутри часовня состоит из двух частей: наружной и пещерной; в первой помещены четыре больших киота с образами работы М. Г. Маковского, а в пещерной части, имеющей в длину всего 5 арш., находится образ Спаса Нерукотворного, перед которым висит громадная по размерам бронзовая вызолоченная лампада замечательно красивой работы Пост***ова; а в особых нишах по сторонам размещено свыше двад*** образов в разных ризах, **** в киотах, пожертвованных различными учреждениями и лицами. В пещерной де часовне, по *** сторонам, в стены вделаны четыре доски чёрного мрамора, на которых золотыми буквами высечено следующее: "На мѣсте сем, при крушении поѣзда, съ коемъ слѣдовали Ихъ Императорскія Величества Государь Императоръ Александръ Александровичъ и Государыня Императрица Марія Ѳеодоровна съ Августѣйшими Дѣтьми, 17-го октября 1888 года погибли", — и затем на каждой доске перечислены имена жертв катастрофы. Во время крушения поезда убито было 21 чел., а тяжело-раненных 24, из них умерли 2, легкораненых было 14 человек. Потолок и стены в часовне расписаны по золотому фону красками в русско-византийском стиле богатым орнаментом, а пол выложен в виде ковров метлахскими плитками. Свет в часовню проникает из наружного притвора; для отопления часовни в ней устроены две печи.
С вершины насыпи, имеющей по откосу скат в 7 1/2 саж., устроены две великолепные лестницы в два марша каждая, ведущие к площадке, на которой находится вход в часовню" [Газета "Одесские новости" № 2985 от 17.06.1894].

"Новые сооружения на месте чудесного события 17-го октября 1888 г. В последнем заседании строительного комитета по сооружению храма в Борках, по предложению председателя комитета, начальника харьковской губернии, постановлено устроить в Спасовом скиту, при храме Христа Спасителя, инвалидный дом на 50 семейств, из которых 25 — для пострадавших на железных дорогах и не получивших от администрации дорог надлежащего обеспечение, и 25 — для воинов, раненых и изувеченных на войне. Благодаря почину и стараниям председателя поступили уже заявления частных лиц о пожертвовании на это доброе дело. В настоящее время вблизи церкви Христа Спасителя воздвигается дом для духовенства, обязанного ежедневно совершать молебны в часовне Нерукотворного Спаса, а также божественную литургию в храме. и удовлетворить религиозным требованиям притекающих на поклонение, число которых значительно возрастает. 22-го июля состоялась заклада этого дома. Заведующим скитом освящено место постройки и выведенные уже фундаменты стен (С. О.)" [Газета "Одесские новости" № 3029 от 2.08.1894].

Параметры съёмки

Модель камеры:Canon PowerShot A590 IS
Время съёмки:21.07.2011 18:11
Выдержка:1/8 с
Диафрагменное число:2.6
Чувствительность ISO:200
Фокусное расстояние:5.8 мм
Показать весь EXIF

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.