PhotoBuildings
Санкт-Петербург, Улица Смолячкова, 14 корп. 1
Автор: borov1           Дата: 29 ноября 2011 г.

Информация о фото

Лицензия: BY-NC-ND
Опубликовано 09.02.2017 14:08 MSK
Просмотров — 1814
Подробная информация

Улица Смолячкова, 14 корп. 1

Местонахождение:Россия, Санкт-Петербург, Улица Смолячкова
Серия:Проекты 5- и более этажных домов 1920-1941 годов
Группа:Жилмассив Бабуринский
Архитекторы:Симонов Г. А., Каценеленбоген Т. Д., Жуковская В. А.
Этажность:5
Строительство:1930—1931
Стиль:Конструктивизм / Функционализм (Модернизм 1-й волны)
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Жилой дом
Бабуринский жилмассив, 2-я очередь. Построен на месте бывших огородов, складов и одноэтажных сооружений. Спроектирован проектным бюро Стройкома при Ленгорисполкоме. Жилмассив состоит из нескольких жилых домов (корпусов), детского очага, профилактория с котельной и прачечной. Здания размещены по принципу строчной застройки с большими дворами с высоким уровнем благоустройства по тем временам: озеленение, детские и спортивные площадки, клумбы и даже фонтан. Нумерация квартир в домах 2-й очереди была сквозная по всем корпусам.
Для проектирования жилдомов использовалась типовая жилая секция Стройкома — две 3-комнатные квартиры на этаже, есть кухня, туалет, холодное водоснабжение, центральное отопление от котельной жилмассива. Обычно заселение в 1930-е происходило по принципу "одна комната на семью" при норме 4,5-5 м2 на человека.
Этот дом имеет специальную секцию с "фирменными" проездами сквозь здание во двор с улицы, между проездами размещается вход на лестницу с полукруглым ризалитом. Через эти проезды жители попадали в просторный зеленый двор. Три секции дома, включая секцию с проездами, сдвинуты от красной линии улицы вглубь, образуя пространство перед проходом напоминающее курдонер.
Для преодоления монотонности облика протяженного здания использованы некоторые приемы: каждая секция имеет небольшой сдвиг, балконы размещены на лицевом фасаде.
Известно, что арх. Г.А. Симонов по заданию Стройкома ездил в Германию в 1927 для ознакомления с опытом застройки рабочих поселков профсоюзов. В определенной степени в проектах жилмассивов Стройкома Ленинграда использовался немецкий опыт с учетом советской специфики: дефицит и низкое качество стройматериалов, посемейное заселение комнат квартир, отсутствие горячего водоснабжения из-за экономии, а следовательно, ванных комнат не предусмотрено.
https://pastvu.com/p/293132

Параметры съёмки

Модель камеры:Canon IXUS 105
Время съёмки:29.11.2011 13:37
Выдержка:1/80 с
Диафрагменное число:2.8
Чувствительность ISO:160
Фокусное расстояние:5 мм
Показать весь EXIF

Комментарии · 22

09.02.2017 18:08 MSK
Ссылка
Фото: 152
А вот "фирменный" проезд во двор проектного бюро Стройкома арх.Г.А.Симонова: два проезда и вход на лестницу с полукруглым ризалитом. Это типовое решение примелось во многих жилмассивах. Состояние конечно ужасное, т.к. ремонта фасадов не было с 1960х гг., зато за это время получили "развитие" наружные инженерные коммуникации - фасад изуродовали связки кабелей, в штрабах протащили газопровод.
Интересно, что многие сохранили исконные рамы 1930х гг. на окнах с мелкой расстекловкой. Я помню эти корпуса, когда они были только с такими окнами - полный аналог по виду "рабочих поселков" Германии или Австрии.
+2
+2 / –0
09.02.2017 18:30 MSK
Ссылка
IKS · Минск
Фото: 9749
Те рамы плохи даже не старостью, а тем, что стёкла делали на замазке, а не брусках. Эта замазка высыпается. Проще уж окно поменять, чем ковыряться в мелочах.
+1
+1 / –0
09.02.2017 18:48 MSK
Ссылка
Фото: 6253 · Общий редактор БД
Цитата (borov1, 09.02.2017):
> вход на лестницу с полукруглым ризалитом.

Выглядит вполне себе фортификационно, а с учётом потрепанного вида - словно бы в нем таки держали оборону. Фирменный проезд используют как крытую парковку. Хоть и функционализм, но как-то не функционально ведь не для стоянки машин такой проезд сгонотошили, несколько квартир поместились бы на его месте.
+1
+1 / –0
09.02.2017 19:46 MSK
Ссылка
Сергей Мурашов · Санкт-Петербург
Фото: 317
Сложный кирпичный "замок" над оконным проёмом вместо простенькой железобетонной плиты выдаёт эпоху.
+1
+1 / –0
09.02.2017 20:17 MSK
Ссылка
Фото: 6253 · Общий редактор БД
Кстати, ракурс на карте неверно указан.
0
+0 / –0
09.02.2017 20:56 MSK
Ссылка
Фото: 15942 · Администратор
И это тоже архитектурный памятник?
0
+0 / –0
09.02.2017 22:01 MSK
Ссылка
Фото: 152
Сергей Якунин
По этому жилмассиву не было решения о признании объектом культурного наследия.
Демьян Филимонов
Проезд и функционален и эстетичен. Это - не технический объект, и на фото - архитектурное решение функциональной задачи.
(Ранее обсуждали бессмысленную арку с перекрытием пустоты сталинской общаги - это аналог решения той же проблемы, только в стиле конструктивизм и более логично: разделен въезд и выезд. Т.е. смешно считать что лучше сделать щель в доме - меньше денег)
В Ленинграде часто идут дожди, летом здесь могут укрываться люди, не у всех зонтики с собой, вообще - это пространство, приглашающее во двор жилмассива с улицы, идея в открытости и взаимного перетекания пространств двора и улицы. Арки большинства старых питерских дворов - узкие темные и низкие, они "давят" визуально человека, здесь же прохожий не ощущает границы между двором и улицей свободно перемещаясь.
0
+0 / –0
10.02.2017 01:45 MSK
Ссылка
Antique · Одесса
Фото: 1199 · Общий редактор БД
Цитата (Демьян Филимонов, 09.02.2017):
> Хоть и функционализм, но как-то не функционально ведь не для стоянки машин такой проезд сгонотошили, несколько квартир поместились бы на его месте.

Истинная суть стиля не в максимальной рациональности, но о балансе между рациональным и эстетичным. Потому как лучшие дома серебрянного века обладали дорогим оформлением, которое кроме того ограничивало уровень комфорта.

Собственно любой стиль выражается в элементах не обязательных для решения задачи и аналогичное безстилевое здание будет в производстве дешевле и проще.

Решение применённое в данном здании привлекает своей оригинальностью, так редко делают, но этим и интересно. Нижняя часть напоминает дот или блок-пост. У меня вызывает некоторое опасение выход размещённый в проезде, если во времена конных экипажей это было относительно безопасно, то автомобиль издаёт меньше шума, есть больший риск попасть под колёса.
0
+0 / –0
10.02.2017 08:23 MSK
Ссылка
Фото: 6253 · Общий редактор БД
Цитата (Antique, 10.02.2017):
> Истинная суть стиля не в максимальной рациональности, но о балансе между рациональным и эстетичным.

Я тут больше в память об этой пикировке http://domofoto.ru/photo/71173/ из-за промежутка между корпусами, оформленного как терраса на аркаде.

Нет, понятно, что здесь так решались сразу три задачи: устройство входа на лестницу, проезд во двор и разбить монотонность фасада, для чего арка или эффектый портал всегда удачное решение.
0
+0 / –0
10.02.2017 09:35 MSK
Ссылка
Фото: 152
1.По поводу выдуманного "трафика автомобилей" во дворах жилмассивов в сталинское время.
Господа, вы вообще понимаете, что в 1929 -1965 гг. никаких частных авто в массовом масштабе не было!? Или я один здесь так стар, что четко знаю, что такого идиотизма с оккупацией дворов частными авто не было? Мы спокойно ходили здесь во двор и на улицу, это было наше детское пространство де факто. :)
Сделан проход и проезд, но машин в таком количестве как вы видите СЕГОДНЯ у населения не было. ВСЕ нормальные жители жилмассива ходили пешком, но для пожарных, и каких-то грузовиков для ЖКХ (уголь в котельную осенью завозили, поливалки ездили...)нужен въезд во двор. (в 1937 по ночам стали ездить "Маруси").Удивлен такой неосведомленностью об истории автомобилизации в СССР.
Никаких авто в каждой семье трудящихся окрестных заводов и фабрик не было до 2000х. зачем писать такие детсадовские фантазии об опасности попасть под колеса?
2. С т.з. архитектуры этот проезд - инспирирован абстрактными композициями с острым противопоставлением и пересечением объемов в стиле кубизма и супрематизма. Вся секция как бы "парит" в воздухе на тонких колоннах и на сравнительно небольшом, независимо стоящем объемчике-опоре со скруглением входа на лестницу.
Так архитектор создал иллюзию легкости и победы над силой тяжести - верхние массивные 4 этажа корпуса "зависли" над пустотой едва держась на небольшом ризалите входа в лестницу, который подчеркнуто визуально оторван, не связан с этой тяжелой верхушкой. Архитектор добивался здесь создания у зрителя ощущения легкости и изящества преодоления извечной придавливающей к земле силы земного притяжения (что всячески подчеркивали неоклассики в своих фасадиках - у них была любимая властями песня в камне: ты - раб, ты приземлен, тебя давит сверхсила нашего государства и ВКПб, которой ты не можешь сопротивляться не будучи раздавлен).
В этом проезде архитектурно олицетворен еще не забитый в сталинских застенках дух свободы и раскрепощения, который был частью идеологии конструктивизма, расцветшей в России после революции 1917. Это маленький шедевр, который видели каждый день тысячи жителей этого жилмассива, невольно воспринимая это как пример смелого преодоления человеком векового давления внешней силы.
0
+0 / –0
10.02.2017 10:20 MSK
Ссылка
Фото: 6253 · Общий редактор БД
Столько букв ради очевидного...
Люди видят это здесь и сейчас, а не в 1937, потому и пишут о том, что здесь и сейчас, а не в 1937, для жильцов есть определённый риск и неудобства от автомобилей.
0
+0 / –0
10.02.2017 10:30 MSK
Ссылка
Фото: 152
"Здесь и сейчас", как изволили выразиться, убежден надо запрещать свободный проезд внутри кварталов авточастникам. :) так делают в некоторых странах, где человек, а не авто, хозяин жилых внутриквартальных участков.
Безумие засилья автохамов везде на улицах и во дворах надо регулировать.
0
+0 / –0
10.02.2017 10:53 MSK
Ссылка
Фото: 6253 · Общий редактор БД
Нужен не только кнут, но и пряник: запрет-запретом, но машин со временем не станет меньше, нужны общедоступные платные парковки. Запрещать и непущать - это только усугубить ситуацию и подстегнуть недовольство, чего сейчас никому не надо.
0
+0 / –0
10.02.2017 11:00 MSK
Ссылка
Фото: 152
Конкретно к данному архитектурному элементу это не относится. :)
Здания жилмассива свободно стоят с разрывами и въездов несколько, вовсе необязательно заезжать именно здесь, оставить здесь только проход пешеходам, а автоводилы могут заехать в другом месте внутрь квартала.
Все современные ЖК оснащены на въезде во двор шлагбаумом и кое-где амбалом при них. И что кто-то митингует!? А здесь устроили автобеспредел, пользуясь отстуствием контроля за квартальной территорией.
0
+0 / –0
10.02.2017 11:02 MSK
Ссылка
IKS · Минск
Фото: 9749
Вы конечно много книжной архитектурной лирики написали про парящие в воздухе коммуналки без ванн. Это всё хорошо, но так же как и с нормальными с/у - мы живём в 2017. Можно как-то запретить авто во дворе, только опять же живём мы не в Дании, в экс СССР. Запретить их можно только воротами и бетонными блоками, как на блок-постах. На знак всем плевать будет. Улицы, которые (я не знаю как в Питере, у нас да) в микрорайонах да и в центре и так забиты машинами в первых полосах - будут забиты в два слоя. Машины никуда не исчезнут, народ всё равно будет их хотеть и на них ездить.
И ещё, у вас что арок не делали после 50-х???? Тут до сих пор строят длинные дома с арками, ну конечно они не такой высоты, а в два этажа, даже 2,5 с учётом цоколя. Грузовики могут заезжать, мусоровозы там... иначе обходить дом по 10-15 подъездов заколебёшся.
0
+0 / –0
10.02.2017 11:03 MSK
Ссылка
domavspb · Санкт-Петербург
Нет фотографий
Во многих современных ЖК делают почти замкнутый двор с внутренней частью куда авто попасть не могут (например квартал на Витебском 61-65). Вокруг дома, да машин полно. но во дворе их нет т.к. сам двор поднят на один этаж.
0
+0 / –0
10.02.2017 11:05 MSK
Ссылка
Фото: 6253 · Общий редактор БД
А что шлагбаум, даже с амбалом? Заедет-то всё тот же местный автовладоводилец и поставит своего сталепластмассового коня на детской площадке, или газоне, или капотом в подъезд. Предъявить ему есть что, но ему-то что делать, коли других мест для парковки нет, т.к. и не предусмотрено.
0
+0 / –0
10.02.2017 12:55 MSK
Ссылка
Сергей Мурашов · Санкт-Петербург
Фото: 317
Цитата (borov1, 10.02.2017):
> Господа, вы вообще понимаете, что в 1929 -1965 гг. никаких частных авто в массовом масштабе не было!? Или я один здесь так стар

В 1929 - 1985 годах частных авто в СССР не было вообще и в принципе, а не только в массовых масштабах. То, что вы имеете в виду, это личные авто, а частная собственность была статьёй уголовного кодекса.

Цитата (borov1, 10.02.2017):
> ты - раб, ты приземлен, тебя давит сверхсила нашего государства и ВКПб, которой ты не можешь сопротивляться не будучи раздавлен

Да, архитектура может вызвать такое ощущение. Но лично я испытывал его лишь однажды, в свой первый школьный год, когда двери в моей "сталинской" школе были выше меня раза в три, и это действительно давило. Но тоталитарный режим тут ни при чём, просто я сам ещё не соответствовал нормальным человеческим пропорциям. А московские сталинские высотки для меня как раз воздушны и устремлены ввысь, и никак меня зрительно не давят. Да и по питерскому Московскому проспекту я хожу без малейшего ощущения, что архитектурный Большой Брат злобно гнетёт меня из прошлого тысячелетия.
0
+0 / –0
10.02.2017 13:01 MSK
Ссылка
Фото: 5927
Цитата (Antique, 10.02.2017):
> У меня вызывает некоторое опасение выход размещённый в проезде, если во времена конных экипажей это было относительно безопасно, то автомобиль издаёт меньше шума, есть больший риск попасть под колёса.

Вот этот дом http://domofoto.ru/photo/14752/ строили в 80-е. Рядом ещё однотипный дом 9. Там тоже входы в подъезды сделаны внутри арок.
0
+0 / –0
10.02.2017 16:35 MSK
Ссылка
Antique · Одесса
Фото: 1199 · Общий редактор БД
Цитата (Демьян Филимонов, 10.02.2017):
> Я тут больше в память об этой пикировке http://domofoto.ru/photo/71173/ из-за промежутка между корпусами, оформленного как терраса на аркаде.
Тут цена вопроса разная. На месте арки могло быть в несколько раз большее количество квартир, к тому же сталинки и без арки уже имеют оформление, а для конструктивистского дома это можно сказать единственный элемент украшения. Вы ж не считаете, сколько квартир можно было построить по стоимости отделочных работ, а в конструктивистском доме в этом отношении уже экономия.

Цитата (Александр Мельников, 10.02.2017):
> Вот этот дом http://domofoto.ru/photo/14752/ строили в 80-е. Рядом ещё однотипный дом 9. Там тоже входы в подъезды сделаны внутри арок.
но сами арки только для пешеходов или нет?
0
+0 / –0
10.02.2017 17:55 MSK
Ссылка
Фото: 5927
Цитата (Antique, 10.02.2017):
> но сами арки только для пешеходов или нет?

Не знаю как архитекторы это задумывали, но сейчас машины и ездят, и паркуются в них.
0
+0 / –0
01.03.2017 19:43 MSK
Ссылка
Antique · Одесса
Фото: 1199 · Общий редактор БД
Очень похожее решение я увидел в фильме "К Чёрному морю", дом будто бы в Омске: https://youtu.be/78wfPpT3mj4?t=4039
0
+0 / –0

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.