PhotoBuildings
Одесса, Митна площа, 7; Митна площа, 5; Митна площа, 3; Митна площа, 1; Митна площа, 1; Приморська вулиця, 1 / польський узвіз, 2; Провулок Чайковського, 1; Ланжеронівська вулиця, 2; Думська площа, 1; Ланжеронівський узвіз, 2 / Польський узвіз, 4; Ланжеронівський узвіз, 1 / Польський узвіз, 6; Ланжеронівський узвіз, 4; Ланжеронівський узвіз, 4. Одесса — Панорамы
Прислал Antique · Одесса

Информация о фото

Лицензия: Mark
Опубликовано 22.09.2015 07:50 MSK
Просмотров — 4554
Подробная информация

Митна площа, 7

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Митна площа
Серия:Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Этажность:2
Реконструкция:1885
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Изменение назначения снесён до войны
Название/назначение:Дом К. О. Фёдорова
Доходный дом, ІІ-я пол. ХІХ в.
— Пристройка к существующему двухэтажному дому нового такого же дома и часть флигеля коллежского советника Константина Осиповича Фёдорова, получение разрешения: Герардов Дмитрий, надзор: Колович И. Н., 1883 г. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 59, д. 135, л. 300-301].
— Новый дом жены ростовского купца Розалии Гербер, 1885 г. [ГАОО].
— Замена старой стены новой в первом этаже, заделка трещины и подводка тавровых балок в трёхэтажном флигеле Самуила Барбаша, инж. Сталь М. И., 1912 г. [ГАОО]. Разрушен ранее конца 1930-х гг.

Жена ростовского купца Розалия Гербер 1.06.1885 (ст. ст.) составила прошение на выделение места на тротуаре под склад стройматериалов по Карантинной пл., 2 для постройки фасадного дома в три этажа [ГАОО, ф. 16, оп. 61, д. 103, л. 52].

В 1906 году по адресу Таможенная пл., 7 располагался трактир З. Шнайдера [ВО/1907].

В 1913 году в здании размещались [ВО ОН/1914]:
— бакалейная лавка Б. Герца,
— бакалейная лавка Льва Кольберга,
— пивная лавка Козина,
— Столовая Агр. Рымазовой,
— Столовая Щелакова,
— Съестная лавка Афанасия Карабуруни,
— табачная лавка Рувина Юделевича.

В 1906 году по адресу Таможенная пл., 9 располагался трактир Г. Гонтарука и трактир Г. Наликоса [ВО/1907].

"Господин градоначальник постановил: закрыть на время усиленной охраны в г. Одессе пивную лавку в д № 7., по Таможенной пл., содержимую по документам торговым домом "Енни", а фактически месье Иоселем Стурмаком" [Газета "Одесские новости" № 8335 от 4.02.1911].

В 1913:
— винная казённая лавка № 509 арендуемая Акил. Старчевской [ВО ОН/1914].


• • •

В 1883 году участок имел адрес Польский спуск, 7, состоял в квартале без номера Бульварного полицейского участка и принадлежал Русскому Обществу Пароходства и Торговли. Участок № 9 принадлежал Фёдорову [ОД-67].
В 1895 году участок имел адрес Польский спуск, 7-9 и принадлежал Гербер [ОД-84].
В 1898 году участок имел адрес Таможенная пл., 7 и принадлежал Р. Гербер, ей же принадлежал участок № 9, который выходил на пересечение с Карантинным спуском. Площадь участка составляла 60 кв. саж. К 1904 году владельцем стал Х. Вольф [ВО/1899; ВО/1904-1905].

Митна площа, 5

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Митна площа
Серия:Портовые здания
Этажность:3
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:снесён после войны
Название/назначение:Дом В. Вайнштейна
Доходный дом, ІІ-я пол. ХІХ в. Разрушен ранее конца 1930-х гг.


В 1913 году в здании размещались [ВО ОН/1914]:
— бакалейная и пивная лавка Иосифа Калискера.

• • •

В 1883 году участок имел адрес Польский спуск, 3, состоял в квартале без номера Бульварного полицейского участка и принадлежал Вайнштейну [ОД-67].
В 1895 году участок имел адрес Польский спуск, 5 и принадлежал Вайнштейну [ОД-84 + исправления адреса].
В 1898 году участок имел адрес Таможенная пл., 5 и принадлежал В. Вайнштейну. Площадь участка составляла 60 кв. саж. К 1904 году владельцем стал П. Вайнштейн [ВО/1899; ВО/1904-1905].

Митна площа, 3

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Митна площа
Серия:Портовые здания
Этажность:2
Текущее состояние:снесён после войны
Название/назначение:Дом Х. Шлёмовича
Доходный дом, ІІ-я пол. ХІХ в. Разрушен ранее конца 1930-х гг.

В 1906 году в здании размещался трактир Б. Аниопольской [ВО/1907].

В 1913 году в здании размещались [ВО ОН/1914]:
— Съестная лавка Хаи Байсовой,
— Съестная лавка Менделя Вайса,
— Съестная лавка Ионы Элькина,
— чайный трактир Баси Янипольской.

• • •

В 1883 году участок имел адрес Польский спуск, 5, состоял в квартале без номера Бульварного полицейского участка и принадлежал Шлемовичу [ОД-67].
В 1895 году участок имел адрес Польский спуск, 3 и принадлежал Шлиомовичу [ОД-84].
В 1898, 1903 годах участок имел адрес Таможенная пл., 3 и принадлежал Х. Шлёмовичу. Площадь участка составляла 43 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1904-1905].

Митна площа, 1

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Митна площа
Серия:Таможни
Этажность:2
Стиль:Неоренессанс
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Главное здание таможни
Здание складской таможни, нач. ХІХ в.
Надстройка третьего этажа, вероятно ІІ-я пол. ХІХ в.
Строительство северо-восточной части здания, проект: 1910 г. (вероятно). Надзор: арх. Бауэр Б. А., 1911 — 1912 гг.
Восстановление и реконструкция, арх. Головин В. К., Кремляков В. П., кон. 1940-х гг.
Реконструкция с надстройкой мансардного этажа, арх. Мищенко Н. А., возможно при участии инж. Вустянюка, 1996 — 1997 гг. [ОД-1; ОД-3; Здание Управления Одесского порта].

Согласно старым гравюрам здание первоначально имело два этажа.

"Новое здание для одесской таможни. Вследствие тесноты помещения в одесской таможне, в настоящее время в Петербурге рассматривается вопрос о сооружении нового здания для одесской таможни. Между прочим, для совещания по этому предмету вызван был в Петербург управляющий одесской таможней И.П. Барковский. По поводу сооружения нового здания одесской таможни в Одессу ожидается в скором времени директор департамента таможенных сборов" [Газета "Одесские новости" № 2964 от 24.05.1894].

"К сооружению нового здания таможни. В последнем заседании одесского по портовым делам присутствия. состоявшимся под председательством господина одесского градоначальника генерал-лейтенанта П. А. Зеленого, был представлен проект сооружения нового здания одесской портовой таможни. По рассмотрении всех деталей проекта, последний был одобрен портовым присутствием" [Газета "Одесские новости" № 3029 от 2.08.1894].

В 1906 году по адресу Таможенная пл., 1 располагался ресторан О. К. Номикоса [ВО/1907].

"Объявление. Одесская главная складочная таможня настоящим объявляет во всеобщее сведение о нижеследующем: ...(нечитаемо) февраля сего 1911 года в Общем присутствии её, помещающимся в здании Одесской Таможни в городе Одессе, по Де-Волановской улице, под № ... (нечитаемо) в 12 часов пополудни имеют состояться новые торги НА БОЛЕЕ ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ на отдачу с подряда строительных работ по постройке главного здания названной Таможни и по устройству в этом здании электрического освещения, согласно утверждённым Департаментом Таможенных Сборов сметам, причём работы электрического освещения могут быть выведены из общей массы других показанных в сметах работ и отданы к производству отдельно, все же остальные строительные работы будут сданы одному контрагенту без раздробления в общей массе.
Торг начинается 1) с суммы 259616 рублей 8 копеек на все показанные в сметах строительные работы, кроме электрического освещения и 2... (нечитаемо) суммы 4456 рублей 79 копеек на устройство электрического освещения, итого все работы в общей массе с суммы 265073 руб 62 коп.
Через три дня после торгов, т. е. в 12 часов пополудни 1* (нечитаемо) того же февраля, там же будет произведена переторжка.
Означенные торги будут производиться изустно и при помощи за...танных объявлений.
Со времени помещения настоящего объявления и до начала торгов все присутственные дни от 9 часов утра до 5 часов пополудни желающим торговаться предоставляется рассматривать кондиции, сметы, чертежи и технические условия в помещении Одесской Таможни, для чего желающие должны обратиться к экзекутору оной.
Каждый желающий вступить в торг обязан раньше вступления в оный представить при прошении на имя Одесской Таможни: паспорт или другой вид о своём звании и залог в размере десяти процентов объявленной стоимости работ, причём вместо залога, может быть предоставлена квитанция Казначейства в приём такового. Объявление № 26504" [Газета "Одесские новости" № 8318 от 14.01.1911].

"Строительной комиссией по возведению в Одессе нового здания главной складочной таможни производство всех строительных работ и поставка материалов сданы виленскому предпринимателю господину Рабиновичу. С ним третьего дня заключён контракт, по которому предприниматель обязывается приступить к производству постройки (на углу Таможенной площади и Деволановской ул.) через две недели и совершенно закончить её к 1-му сентября 1912 года. Постройка обойдётся в сумме около 210 тысяч рублей, не считая стоимости отведённого под здание участка земли таможенного ведомства. Для руководства и наблюдения за строительными работами в Одессу специально командируется из Петербурга архитектор департамента таможенных сборов." ["Одесские Новости", № 8372 от 19.03.1911].

В 1912 году сооружена трёхэтажная северо-восточная часть здания с портиком, которая, за исключением портика, повторяла старую часть здания. По непонятым причинам достройка не была симметричной и новое крыло было двухэтажным, тогда как старое — 3-х этажное. Паркет был постелен в июле 1912 года некими Коганом и Анусевичем (на дощечке была произведена памятная надпись, которую обнаружили при ремонте в 2010-х годах). Возможно паркет произведён на фанерном и леспоильном заводе т. д. "Коган и Луцкий" на Бугаёвке.

"Неузаконенное детище таможенного ведомства. Одесская таможня, как известно, уже больше двух лет, помещается в заново отстроенном здании, но последнее до сих пор ещё продолжает оставаться в положении неузаконенного детища таможенного ведомства. Дело в том, что в своё время, когда приступлено было к сооружению здания, надзор за постройкой, вопреки ожиданиям, был возложен не на таможенного архитектора господина Шестакова, а на архитектора господина Бауэра. По этой ли причине, или по каким-либо другим более серьёзным поводам, но приёмка здания, несмотря на требование департамента таможенных сборов, систематически откладывалась.
В конце концов из Петербурга минувшей весной был прислан старший архитектор департамента С. С. Бодалев. Приёмка, однако, не состоялась по той причине, что между данными подрядчика господина Рабиновича, сооружающего здание, и данными наблюдавшего за постройкой архитектора Бауэра оказалось большое несогласие. Начальник таможни господин Грицай в связи с этим выезжал в Петербург, результатом чего являлось назначение приёмки здания особой комиссии во главе с помощником инспектора почтово-телеграфного округа П. Н. Андреевым. Но заминки и трения возникли снова, и приёмка не состоялась и тогда заключительным моментом этой небольшой эпопеи является приезд вице-директора департамента действительных статских советников С. А. Гринвальда и С. С. Бодалева.
Удастся-ли однако, хоть на сей раз ликвидировать эту страшную историю?" [Газета "Одесские новости" №9376 от 9(22).06.1914].

В 1982 году в здании располагался Вычислительный центр Управления морского торгового порта, Стрелково-спортивный клуб Морского порта [ОД-51].

• • •

В 1884 году участок имел адрес Таможенная пл., 2 и принадлежал Одесской главной складочной таможне [АКОГ/1885, С. 129].
В 1898 году участок имел адрес Таможенная пл., 1 и принадлежал Портовой таможне. Площадь участка составляла 769 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1904-1905]. В 1913 году участок также имел адрес Деволановская ул., 13 [ВО ОН/1914].

• • •

Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения № 559-Од под названием "Здание Управления торгового порта" (годы постройки: нач. ХІХ в., кон. ХІХ в., 1940-е) (Решение Одесского Облисполкома № 154 от 27.04.1989 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Митна площа, 1

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Митна площа
Серия:Таможни
Архитекторы:Шевалёв В. А.
Текущее состояние:Снесено
Название/назначение:Таможенные постройки
Несколько небольших таможенных зданий, инж. Шевалёв В. А., кон. ХІХ — нач. ХХ в. [ОД-1]

Точное местонахождение неизвестно.

Приморська вулиця, 1 / польський узвіз, 2

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Приморська вулиця / Польський узвіз
Серия:Складские здания и сооружения
Архитекторы:Фраполли Д., Гаюй Ю. В.
Этажность:2
Строительство:1822—1823
Снесено/разрушено:07.2021
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Изменение назначения Снесено
Название/назначение:Таможенный склад Порто-Франко
Таможенный склад Порто-Франко, привязка образцового проекта: Фраполли Д., надзор, возможно инж. Гаюй Ю. В., 1822 — 1823 гг. [ОД-3; РГИА, ф. 1487, оп. 29, д. 147, л. 2];
— Реконструкция, арх. Даллаква И. О., 1856 г. [ОД-3].
— Восстановление и реконструкция для общежития грузчиков порта на 600 человек, арх. Фельдштейн В. Л., 1946 г. [ОД-3; Чорноморська комуна, № 107(7241) от 30.05.1946].
— Надстройка 3-го этажа для мореходной школы, 1963—1964 гг. [ОД-3].

1883: Одесская главная Складочная таможня, Таможенная пл., 2 [АКОГ/1884].

""Ще недавно тут, проти одеського порту, на спуску Кангуна № 2 були руїни. Тепер на цьому місці споруджено чудовий будинок, що має 90 світлих, просторих кімнат. Це — гуртожиток, де будуть жити 600 вантажників порту" [Чорноморська комуна, № 107(7241) от 30.05.1946].

"СКЛАДЫ, 1810 г. (спуск Кангуна. 2). Построены, как предполагают, по проекту выдающегося зодчего России конца XVIII — начала XIX вв. акад. Тома де Томона. Предназначались под склады таможни, находившейся на противоположной стороне площади. В ансамбль входило два небольших флигеля, расположенных симметрично по обе стороны от складов, и высокий каменный забор с железными воротами. Во время Великой Отечественной войны склады пострадали: был уничтожен угловой флигель и частично забор. В 1946 г. здание восстановлено, в 1964—1965 гг. надстроен один этаж. Здание в стиле классицизма. Возведено из ракушечника, прямоугольное в плане, трёхэтажное С подвалом. Фасады первоначального объёма здания расчленены декоративными арками, обработанными рустом, фасады надстроенного этажа гладкие. Лестничные клетки делят здание на три секции. Перекрытия плоские. Планировка коридорная с двусторонним размещением помещений. Крыша двускатная, крытая железом. Флигель прямоугольный в плане, двухэтажный, забор каменный. Фасады флигеля и забор расчленены арками." [ОД-103, С. 261].

"В Одессе на Таможенной площади снесли старинные пакгаузы ради новостроя (фотофакт)" (21.06.2021). Сайт СМИ "Думская".

• • •

В 1898 году участок принадлежал Таможенному ведомству [ВО/1899].

• • •

Здание было памятником архитектуры и градостроительства национального значения под названием «Склады» (годы постройки: 1810, арх. Фраполли Ф.) (Включено в список постановлением Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г.; Исключено из списка постановлением Кабинета Министров Украины № 1073 от 10.12.2008 г.) [ОД-6/2013].

Провулок Чайковського, 1

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Провулок Чайковського
Серия:Театры
Архитекторы:Фельнер Ф. (младший), Гельмер Г., Фрей Р., Цифферер Д., Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М., Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф., Моли
Этажность:5
Строительство:09.1883—10.1887
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Городской театр
Городской театр, проект: бюро «Фельнер Ф. и Гельмер Г.», 1880 г.; Надзор от проектного бюро: Фрей Р., затем Цифферер Д. (Zifferer Donat); Надзор от города: Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М.; Скульпторы проектного бюро: Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф.; Скульпторы от города: Натали Ф. А., Молинари М. Л., 1884 — 1887 гг.
— Ремонтные работы, арх. Ландесман С. А., 1917 — 1919 гг.
— Восстановление после пожара (произошёл в ночь на 15.03.1925), фор-проект: арх. Щусев А. В., проект: инж. Давыдов Н. А. при участии Нестурха Ф. П., 1926 — 1927 гг. [ВО/1926, С. 212; ОД-3].
— Ремонтно-восстановительные работы, арх. Кундерт В. И., 1942 г.
— Реставрация, реконструкция, модернизация и укрепление фундаментов, реставр. разд.: арх. Шаповаленко Н. А., Евангелиди Н. Ф., инж. Корнет И. И., Ясинский Р. И., 1964 — 1967 гг.
— Реставрация и усиление конструкций, арх. Дыховичная Н. А., инж. Быков Э. Н., общестроит разд.: инж. Снисаренко В. И., Катруца Ю. А., 1996 — 2007 гг. [ОД-1; ОД-3; ОД-9, С. 414].

-------------------------------------------------------

В 1870-х годах городской архитектор Цезарь Отон пригласил французского архитектора Феррана Ксавье принять участие в конкурсе на проект здания театра [ОД-1].

В 1880 театральная комиссия (по рассмотрению проектов театра) была возобновлена. Состав комиссии: Г. Г. Маразли, Е. И. Шульц, Н. А. Депп, С. И. Ралли, М. Е. Мевастопуло, М. И. Балихов, К. К. Сикард, позднее также адмирал Н. М. Чихачёв, С. Г. Зусман, А. Я. Новиков. [ОД-47, С. 20].

Проектные данные: стоимость 600 000 р., вместимость 1800 — 2000 чел.
Составление проекта поручено А. И. Бернардацци, в числе помощников архитектора был Ю. М. Дмитренко.

Так как известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума пренебрегая проектом Бернардацци обратилась к ним [Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октября 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", С. 27 — 29].

В коллекции ОИКМ хранится план городского театра датируемый 1880 годом, возможно проект выполнен А. И. Бернардацци — передняя часть здания полукруглая, с колоннадой в два этажа [Чертёж К-348; La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

Также коллекции ОИКМ хранятся планы городского театра выполненный бюро "Фельнер и Гельмер" [La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

12:00 16.09.1884 — закладка фундамента. В фундамент был установлен ящик "из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с. Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебрянные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийскоо университета за 1884 г.; городские газеты и пр." [Газета "Одесский листок", 1884, 18 сентября. — С. 2].

Архитекторы во главе с инж.-арх. А. И. Бернардацци, в том числе Ю. М. Дмитренко составляли эскизы, рабочие чертежи, расчёты, осуществляли надзор за постройкой [ОД-47, с. 37].

Доверенным подрядчика был архитектор Пикколон, который осуществлял надзор и руководил строительством. Скульптор Ф. Фридль выполнил аллегоричные композиции на фасадах [ОД-1].

"К постройке городского театра. Техник г. Гейман, командированный исполнительной театральной комиссией в Москву для ознакомления с электрическим освещением фирмы Ребикова, и в Варшаву — с ходом работ по изготовлению железных частей крыши городского театра фирмою "Лильпоп и Рау", возвратился в Одессу на днях, как передают "В. О. У.", представив комиссии свой подробный доклад." ["Одесские новости", № 201 за 15.08.1885].

В Одесском областном архиве хранилось дело от 8.06.1886 (ст. ст.) на 296 листов "О замощении Театральной площади, об устройстве подъездов к Городскому театру и о покупке для этой надобности гранитного камня" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 211]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 10.07.1886 (ст. ст.) на 63 листа "Об эксплуатации строящегося Городского театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 258]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 1.10.1886 (ст. ст.) на 25 листов "По вопросу о противопожарных мерах в Городском театре" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 354]. Дело утрачено.

10.10.1887 г. — открытие городского театра. Некоторые присутствующие на открытии дамы: княгиня Воронцова-Шувалова, Кич, Швендер, Мельницкая, Мартынова, Зеленая, Новосельская, Дмитренко (мать Ю. М. Дмитренко), баронеса Швахгейм (сестра Ю. М. Дмитренко) [ОД-47; Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октябрря 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", с. 29]. Стоимость постройки обошлась в 1300000 р. [ОД-9, С. 415]

В Одесском областном архиве хранилось дело от 4.03.1887 (ст. ст.) на 8 листах "Об избрании графа Михаила Толстого в члены Городской Управы; для заведования делом по эксплуатации Городского Театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 16].

"...фирма "Ганц", освещавшая театр, ценила дорого электричество и не сделала никаких улучшений" [Газета "Одесские новости" № 2875 от 17(1).(03).1894].

"Городской театр... Драматическая труппа, под управлением А. И. Сибирякова" ["Одесские Новости", № 6430 от 25.09.1904].

"Освещение городского театра.
В настоящее время в Городском театре идут спешные работы по переустройству электрического освещения, каковое должно быть сдано А. И. Сибирякову городской управой к открытию сезона, то есть к 15 сентября. Некоторые инженеры городской управы полагают, однако, что работы к сроку едва-ли будут выполнены, так как ешё оставалось работы очень много и что, поэтому, весьма возможно, что открытие оперного сезона в Городском театре будет отсрочено. Последнее обстоятельство предусмотрено договором города с господином Сибиряковым: в случае, если электрическое освещение не будет готово к 15 сентября, городское управление уплачивает господину Сибирякова по 2400 рублей за каждый день отсрочки" [Газета "Одесский листок" № 194, от 21.08.1913].

В [ОД-1] указано, что архитектор Ф. П. Нестурх принимал участие в восстановлении театра после пожара (вероятно того, который произошёл 15.03.1925) [ОД-1; ВО/1926, С. 212].

В 1927 году был составлен проект (29 страниц архивного дела) восстановления дымовых клапанов в театре им. Луначарского [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1043]. Дело сохранилось.

1929: Государственный оперный академический театр им. Луначарского [ВО/1930].
1938: Государственный оперный академический театр Оперы и Балета, Театральный пер., 1 [ОО/1938].

"Особенно похорошел театр после реставрации и реконструкции (1966 — 1967 гг.). Лучшие специалисты страны полностью обновили отделку здания, вернули первозданную красоту его лепке, позолоте, росписи, фрескам, усовершенствоали технику сцены. 6 ноября 1967 года театр вновь открылся. можно смело сказать, что это было поистинне второе рождение храма искусства" [Саркисян Константин Саркисович, Ставницер Михаил Фроймович. Улицы рассказывают... (2-е изд., перераб. и доп.) Одесса: Маяк, 1968 (сдано в набор 12.1.1968), С. 229].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 549 под названием "Здание Театра оперы и балета" (годы постройки: 1884 — 1887, арх. Фельнер Ф., Гельмер Г.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г. [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (На балконе здания 10 апреля 1944 г. был поднят флаг освобождения г. Одессы от фашистских захватчиков) (Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.) [ОД-6/2009].

• • •

"...по фасаду полукруга с обеих сторон — открытые балконы. Таких балконов во всём фасаде десять: восемь малых и два больших, с тремя просветами каждый. Кроме украшения и оживления фасада, балконы имеют целью доставление света и воздуха в фойе, с которыми они непосредственно соприкасаются. Имея несгораемый пол, эти балконы, на случай пожара могут служить убежищем для посетителей театра, который попадая в них, до подачи помощи извне, имея свободный доступ до наружного воздуха, находятся в полной безопасности... ...театр имеет двадцать входов и выходов. Кроме того для сцены и побочных помещений её имеются три отдельных выхода: два с Театрального переулка и один с Театральной площади...
Над главным портиком со стороны Ришельевской улицы возвышается на громадном пьедестале главная, наиболее живописная и эффектная группа, на которой изображена муза театра, в колеснице, запряжённой двумя пантерами. В левой руке у неё горящий факел, правая поднята вверх. По бокам её два гения с лавровыми венками в руках. Немного ниже на втором пьедестале, находятся две больших группы, олицетворяющие музыку и танцы. На правой изображена Терпсихора, обучающая молодую девушку танцам. Левая представляет Минотавра, который учит сидящего на нём Аполлона играть на лире. Наконец, внизу, по двум сторонам входа в портик со стороны Ришельевской улицы, установлены две большие группы, аллегорически олицетворяющие комедию и трагедию. Внизу расположены амуры с птичьими масками, а с другой стороны птица. На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут-же, её ног. В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел. На фасаде портика, над балконом, находятся два горельефных изображения — две Славы с венками в руках. Эти два украшения весьма изящны и исполнены прекрасно. Вокруг фасада передней части здания по фронтону расположены фигуры, изображающие амуров в разных позах, группами и в одиночку. Не забыты и корифеи русской литературы и музыки. По двум сторонам полукруглой части театра поставлены четыре бюста: Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Глинки. На крыше надсценной надстройки поставлена группа, изображающая двух ангелов, держащий герб Одессы...

Во всём (зрительном) зале снизу до потолка исключительно преобладают бархат, сатин, позолота. Первые пять рядов (партера), по принятому в заграничных театрах делению, носят название оркестра; далее идут девять рядов паркета и наконец восемь рядов собственно партера... Всех мест в партере 474... Бенуарных лож шестнадцать... Лож бель-этажа 29. Сначала находится по одной ложе авансцены по девяти мест каждая... Всех лож второго яруса 18. ...амфитеатр, при 226 местах имеет четыре выхода. Лож третьего яруса всего шесть. Остальное пространство занимает галерея.. всех мест в галерее 336. Галерея устроена слишком хорошо, можно сказать роскошно. Не говоря уже о том, что посетители райка имеют отдельные занумерованные места, вседствие ченго на галерею можно запускать лишь определённое число зрителей, по числу мест, — сами места устроены в виде кресел с откидными деревянными сидениями, с высокими обитыми бархатом спинками и ручками по бокам. Всех мест в театре 1590.

Средняя часть потолка занята четырьмя большими картинами, чрезвычайно мастерски и художественно исполненными венским художником Лефлером. Сюжеты для картин взяты из четырёх произведений великого английского драматурга Шекспира: "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Зимние сказки" и "Что вам угодно". Эффектным украшением потолка служит центральная бронзовая люстра, освещаемая электрическим светом. Чтобы покончить с зрительным залом, нам остаётся сказать ещё несколько слов об отделении для оркестра. И здесь мы видим отступление от общепринятого устройства в наших театрах. В то время, как в большинстве театров оркестр находится на виду зрителей, в новом театре он скрыт в углублении, так что виден только дирижёр. Самое помещение оркестра просторно и удобно.
Водоснабжение театра устроено вполне целесообразно. Кроме проводов воды в уборные, клозеты, в побочные помещения сцены и вообще, так сказать, для постоянного потребления, есть много проводов, предназначенных исключительно для охранения безопасности от пожара. В каждом фойе посетители театра замечают небольшие деревянные застекленные ящики, в которых помещаются пожарные краны со шлангами, длинной от шести до семи сажень. Таких пожарных кранов имеется по три в каждом фойе. Подле каждого пожарного крыла находится дежурный пожарный служитель, который, в случае пожара в ближайшей от него части театра, немедленно открывает пожарный кран и в то же время сигналом посредством электрического провода, устроенного тут-же подле пожарного крана, в стене, даёт знать наряду пожарной команды, находящемуся в особом помещении подле сцены, как наиболее опасной в пожарном отношении части здания. Всего-же во всём театральном здании устроено 34 пожарных крана. Но этим не ограничиваются противопожарные приспособления в городском театре. Самым опасным местом в театре в пожарном отношении является сцена, на которой сосредоточено наиболее горючего и легко воспламеняющегося материала. Поэтому, кроме всевозможных мер предосторожности и предохранительных приспособлений, сцена отделена от остальных побочных помещений её несгораемыми стенами и железными герметически запирающимися дверьми. От зрительного зала сцена отделяется двойной железной занавесью, устроенной из волнистого листового железа, которая, в случай пожара на сцене, немедленно опускается и совершенно изолирует сцену от зрительного зала, в который не может проникать не только огонь, но и дым. Для опускания этой занавеси достаточно 34 секунды; для поднятия-же её требуется 3 1/2 минуты. Каждый спектакль занавес подымается и опускается на глазах у зрителей. Делается это для убеждения присутствующих в театре в полной безопасности их на случай пожара на сцене. Если ко всем этим предосторожностям мы прибавим, что театр освещается электрическим светом и что, таким образом, из театра устранена главная причина пожара — освещение газом или театра устранена главная причина пожара — освещение газом или осветительными минеральными маслами, то с положительностью можно сказать, что в пожарном отношении одесский городской театр является наиболее безопасным. Кроме того в театре имеется такая масса широких и удобных выходов, сообщающихся непосредственно с улицей, что публика скоро и в безопасности может выйти из театре.
Употребляемые для освещения дуговые лампы доставляют свет силой в 600 свечей каждая. Калильные лампы двух родов: в 50 и в 16 свечей каждая. Для наружного и внутреннего освещения театра установлено всего 11 дуговых ламп, 504 калильных в 50 и 1398 в 16 свечей в каждой. При полном освещении театра, внутреннем и внешнем, эти лампы способны дать количество света, равное силе света более 500.00 свечей. Собственно для освещения зрительного зала установлено 292 калильные лампочки в 16 свечей, следовательно, сила света в зале, при полном освещении, равняется 4.672 свечам.
Общая стоимость собственно театрального здания с электрическим освещением определяется в 1285.000 руб." [ОД-72, Ч. І — С. 131, 135, 139, 141, 143].

"ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, 1884—1887 гг. (ул. Ласточкина, 8). Расположен на одной из центральных площадей города, играет важную роль в силуэте Одессы со стороны моря. Авторами сооружения являются венские архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер, по проектам которых построены театры во многих городах Европы (Вене, Будапеште, Дрездене, Загребе и др.). Закладка состоялась 16 сентября 1884 г., торжественное открытие—10 октября 1887 г. Составление рабочих чертежей и наблюдение за работами производили местные архитекторы А. И. Бернардацци, Ю. М. Дмитренко и Ф. В. Гонсиоровский. Работы велись подрядным способом
из местных строительных материалов.
В марте 1925 г. возник пожар, в результате которого полностью сгорела сцена и пострадал зал. В сжатые сроки театр был восстановлен, и уже через год возобновил спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений. Чтобы остановить осадку здания, вызвавшую образование трещин в несущих конструкциях сооружения, в 1955—1956 гг. были выполнены работы по укреплению основания театра путём его силикатизации жидким стеклом.
Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от немецко-фашистских захватчиков.
Здание в стиле ренессанса с элементами барокко, украшено скульптурными группами и масками. Стены возведены из местного кирпича, — из плит камня; оштукатурено. 8 плане из подковообразного зрительного зала охватывающими его галереями, фойе и прямоугольной сценической части с подсобными помещениями. По продольной оси здания — двухъярусный с высоким аттиком портал главного входа, по поперечной — трёхаркадные галереи боковых входов. Планировка радиальная — из центра по радиусам в разных направлениях проложены проходы, ведущие к выходу. Лестницы, непосредственно ведущие к театральному выходу, также имеют ярусы. Перекрыто здание системой металлических ферм, покрытие цинковое. Покрытие зрительно¬го зала напоминает поверхность части эллипсоида, отсечённого плоскостями по горизонтальным и вертикальным осям симметрии, оно увенчано круглым фонарём с куполом, завершённым невысоким шпилем.
Цокольный и первый этажи со строгой рустованной поверхностью стен, скромно украшенные только колоннами тосканского ордера в лоджиях, образуют одно целое и представляют собой в архитектурном отношении статическую основу сооружения, на которую опирается легкий, с утонченной обработкой деталей второй этаж с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами ионического ордера. В круглых нишах по сторонам лоджий установлены скульптурные бюсты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и М. И. Глинки. Особенно эффектна большая центральная лоджия над главным входом со спаренными колоннами по сторонам. Аллегорическая скульптурная композиция из белого камня, которая отражает все виды театрального искусства, играет большую роль в решении эстетического образа здания (скульпторы Ф. Натали и Ф. Фридль, лепные работы Л. Стрикциуса под руководством Ф. Этеля). Центральное место на аттике портала главного входа отведено Мельпомене — одной из девяти греческих муз, покровительнице трагедии.
Скульптурные группы, размещённые на высоких постаментах по обе стороны главного входа, созданы по мотивам древнегреческой драматургии: слева изображена сцена из трагедии Эврипида «Ипполит», справа — сцена из комедии Аристофана «Птицы».
Интерьер обработан в стиле позднего рококо. Две парадные лестницы ведут из фойе в ложи. Удобно и красиво оформлен пятиярусный зри¬тельный зал на 1560 зрительских мест. Художественный эффект оформления зала достигнут широким применением дорогих облицовочных материалов, позолоты, скульптуры, светильников. Кресла обиты малиновым бархатом. Боль¬шая бронзовая люстра с хрустальными подвеска¬ми образует композиционный центр плафона, разбитого на восемь панно, расписанных венским худож. Лефлером. В четырёх из них поданы композиции сцен из произведений В. Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка», «Двенадцатая ночь», на остальных изображены летящие амуры. Площадь сцены
500 кв. м, арьерсцены — 200 кв. м. ширина портала 15 м, высота— 12. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа. Для освещения здания впервые в Одессе было применено электричество.
Здание театра в своё время считалось одним из лучших в мире, оно и теперь не потеряло своего значения и является главной достопримечательностью города.
До Великой Октябрьской социалистической революции в театре ставились драматические и оперные спектакли; дирижировали П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн, Н. А. Римский- Корсаков, Э. Ф. Направник, А. К. Глазунов; в гастрольных спектаклях пели Ф. И. Шаляпин, Н. Фигнер, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, М. Баттистини; танцевали А. П. Павлова, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская; в драматических спектаклях играли М. К. Заньковецкая, М. К. Садовский, П. К. Саксаганский, В. Ф. Комиссаржевская, Сара Бернар, Эмонору Дузе и др.
В 1965—1967 гг. реконструировано оборудование сцены с использованием последних достижений техники. Механизирован труд работников сцены, установлен электронно-кибернетический регуля¬тор с запрограммированным управлением художественного освещения сцены. Реставрированы художественные и лепные украшения, скульптура, заново наложена позолота, восстановлены полы, двери, мебель. Воссоздан занавес перво¬начального рисунка. Работы выполнялись Украинскими специальными научно-реставрационными производственными мастерскими, Главчерноморстроем, позолотчиками из Москвы, скульпторами из Ленинграда, краснодеревщиками из Одессы." [ОД-103, С. 262-263].

Ланжеронівська вулиця, 2

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Ланжеронівська вулиця
Серия:Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Отон Л. Ц.
Подрядчик:Девеки
Этажность:2
Окончание строительства:186х
Стиль:Неоренессанс
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Дворец П. Гагарина — Одесский литературный музей
Дворец Петра Гагарина, арх. Отон Л. Ц., в пределах кон. 1850-х — нач. 1860-х гг. [ОД-9, С. 412; Наблюдения].

Данный участок был приобретён Софией Гагариной от Василия Репнина в 1850 году. За год до этого Гагарина и Репнин утвержили проекты построек на своих смежных участках: 2-эт. дом княгини Софьи Петровны Гагариной, арх. Даллаква И. О., 1849 — ? гг. (Адрес в прошении: 1-я часть, строение лит. К.) [ГАОО, ф. Ф-59, оп. 2, д. 1377; ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 387]. Однако в связи с приобритением у Репнина участка строительство не было осуществлено.

В Одесском областном архиве хранится дело от 23.09.1861 на 6 листов "О продаже части земли из приморского обрыва гвардии капитану князю П. Гагарину" [ГАОО, ф. 2, оп. 3, д. 248]. Дело утрачено.

Сведения о постройке здания не найдены. Архитектор Отон в качестве автора упоминается в записках Андриевского и книге "Одесса, 1874 — 1894". Возможно, что постройка была осуществлена в конце 1850-х или 1860-х годах. В акте к сооружению стены на участке Гагарина 1847 г. приложено прошение вдовы подрядчика Жозефины Девеки, которая среди прочего отметила, что уже более 13 лет идёт процесс о неуплате Девеки 30000 р. серебром за постройку дома. [Наблюдения; Дом князя Гагарина: Сборник статей и публикаций / Одесский литературный музей. – Вып. 1 – Одесса: Афина, 1997; Дом князя Гагарина: Сборник статей и публикаций // Одесский литературный музей. – Вып. 6. Часть первая — Одесса: Сімекс-прінт, 2011].

"...дом князя Гагарина (по Ланжероновскому спуску), построенный в 1850 году архитектором Оттоном" [ОД-9, С. 412].

Возможно, что задняя часть здания является перестроенным трёхэтажным домом для проживания актёров, так как силуэт и ориентация северной части существующего здания совпадает с указанным на планах домом актёров.


В 1891 году в здании размещалось только что открытое Коммерческое собрание:
"Коммерческое собрание — новый клуб, открытый всего год тому назад, действует на тех-же началах, как и клуб Русского общества пароходства и торговли. Клуб помещается в барском доме князя Гагарина, в конце Ланжероновской улицы, над спуском. Как показывает само название, клуб состоит преимущественно из коммерческих людей; но членами могут быть и лица других сословий: военные, чиновники, врачи и проч.; евреи в клуб не допускаются. Несмотря на своё недавнее возникновение Коммерческий клуб приобрёл значительное число членов и успел ознаменовать своё существование рядом благотворительных дел. Между прочим клуб ассигновал сумму на прокормление по 100 бедняков ежедневно в течении 4 месяцев. Чтобы доставить членам, не играющим в карты, и их семействам развлечение, дирекция клуба устраивает зимою два раза в месяц музыкальные вечера и танцы, охотно посещаемые как членами, так и посторонними лицами; последние могут быть вводимы на вечера только членами" [ОД-21, І — С. 129].

1894: "Коммерческое собрание — новый клуб, открытый два года тому назад, действует на общих началах. Клуб помещается в барском доме князя Гагарина, в конце Ланжероновской улицы, над спуском. Как показывает само название, клуб состоит преимущественно из коммерческих людей; но членами могут быть и лица других сословий: военные, чиновники, врачи и проч.; евреи в клуб не допускаются. Несмотря на своё недавнее возникновение, Коммерческий клуб приобрёл значительное число членов и успел ознаменовать своё существование рядом благотворительных дел. Между прочим клуб учредил стипендию в Коммерческом училище и отчисляет около 1200 рю с карт в пользу детского приюта Императрицы Марии Фёдоровны. Чтобы доставить членам, не играющим в карты, и из семействам развлечение, дирекция клуба устраивает зимой два раза в месяц музыкальные вечера и танцы, охотно посещаемые как членами, так и посторонними лицами." [ОД-72, І — С. 165].

"...клуб учредил стипендию в Коммерческом училище и отчисляет около 1200 р. с карт в пользу детского приюта Императрицы Марии Феодоровны" [ОД-72, ч. І — С. 165].

"Франц Иванович Тарнавский с душевным прискорбием извещает друзей и знакомых о смерти дорогой жены Елизаветы Антоновны. Вынос тела покойной из дома княгини Гагариной, по Ланежероновской улице, последует сегодня, 3-го августа в 4 часа пополудни, на Новое кладбище" [Газета "Одесские новости" № 3030 от 3.08.1894].

1939: Областной Исполнительный комитет, пл. ул. Ласточкина, 2 [ОТ/1940].

"ДВОРЕЦ, 1850-е годы (ул. Ласточкина, 2). Построен архит. Людвигом Оттоном.
Здание в стиле классицизма, из камня-ракушечника, оштукатурено. Двухэтажное, с подвалом, план в виде трапеции с тремя полуциркульными выступами со стороны моря. Первоначальная планировка не сохранилась; перекрытия плоские, подвала — лучковые и полуциркульные своды. Фасады горизонтально расчленены поясками, завершены развитым карнизом с высоким гладким аттиком, украшены со стороны моря пилястрами коринфского ордера. Окна обрамлены наличниками, главный вход фланкирован спаренными колоннами тосканского ордера. Оконные проемы прямоугольные в парадных комнатах, со стороны моря — большие полуциркульные.
В интерьере дворца сохранилась богатая отделка в аванвестибюле, вестибюле с двусторонней мраморной лестницей, в парадном зале второго этажа и двух прилегающих комнатах. Декор стен и потолков лепной, на верхнем этаже — с позолотой.
В здании находится Одесский литературный музей." [ОД-103, С. 246].

• • •

В 1898 году адрес участка был Ланжероновская улица, 4-6 . Участок принадлежал наследникам Гагарина. Площадь составляла 1919 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1900].

• • •

Здания дворца и хозяйственного корпуса являются национальным памятником архитектуры и градостроительства № 1460 под названием "Дворец Гагарина" (годы постройки: 1842 — 1950, арх. Оттон Л. Ц.) (Постановление Совета Министров Украины № 442 от 06.09.1985 г. [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (В здании размещалось литературно-артистическое общество) (Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1985 г.) [ОД-6/2009].

Думська площа, 1

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Думська площа
Серия:Биржи
Архитекторы:Кваренги Дж., Торичелли Г. И., Козлов И. С., Боффо Ф. К., Коншаров И.
Этажность:2
Строительство:1829—1834
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Купеческая биржа — Одесский городской совет
Купеческая биржа, арх. Торичелли Г. И. (возможно автор или соавтор проекта), Козлов И. С. (соавтор или тех. надзор), надзор: Боффо Ф. К., (в [ОД-9, с. 408]: Кваренги Д.), худ. Коншаров И., 1829–1830 гг.
— Реконструкция, арх. Даллаква И. О., 1850 г.
— Пристройки во дворе для коммерческого суда и городской думы и капитальный ремонт первого этажа, арх. Моранди, 1860–1862 гг. [ГАОО].
— Приспособление подвала для архива Одесской городской думы, арх. Моранди, 1861 г. [ГАОО].
— Ремонт, арх. Гонсиоровский Ф. В., 1870 г.
— Реконструкция с перепланировкой и изменением фасадов для Городской думы, арх. Моранди Ф. О., ск. Иорини Л. Д., 1871–1873 гг.
— Устройство сквера на террасе перед зданием, садовник Орликов М. В., кон ХІХ — нач. ХХ в.
— Ремонт, арх. Толвинский Н. К., 1888 г.
— Ремонт, арх. Дмитренко Ю. М., 1914 г.
— Восстановление, арх. Кундерт В. И., 1942 г.
— Реконструкция с пристройкой дворового корпуса и восстановление после пожара для Одесского исполкома городского Совета, арх. Топуз Г. В., Фельдштейн В. Л., Смирнов В. Н., 1945-1948 гг.
— Ремонтно-реставрационные работы, арх. Топуз Г. В., 1986-1988 гг. [ОД-1; ОД-3; ОД-9].

В коллекции ОИКМ хранятся чертежи фасадов биржи [La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989]. Здание двухэтажное, имело выразительный фасад в три окна с широкими простенками. Первый этаж украшен аркадой креповок, на втором расположена дорическая коллонада, антаблемент украшен триглифами.

«Биржа, открытая в 1796 г., в д. Дофине, перенесена в 1806 г. в д. Рено, на углу Ришельевской и Деребасовской улице (теперь д. Меля), где помещалась до 1837 года. В том же доме с 1832 г. помещался и одесский (английский клуб). Постройка специального здания для биржи на нынешнем месте начата была городом в 1830 г... Постройка обошлась в 73.933 руб.; сверх того на окончание отделки до 1870 г. употреблено до 9000 р., а в 1870 г. — 10000 р. и в 1872 г. на перестройку и устройство второй залы до 25.000 р.» [ОД-72, С. 117].

В Одесском областном архиве хранится дело от 1836 года «Протоколы, переписка и другие материалы по вопросу постройки биржевого дома в городе Одессе» [ГАОО, ф. 59, оп. 5, д. 14]. Дело сохранилось.

Согласно предписанию строительного комитета от 9.05.1860 (ст. ст.) архитектор Моранди производил надзор за сооружением пристроек во дворе к зданию Биржи для коммерческого суда и городской думы и капитальный ремонт первого этажа. В качестве подрядчика был нанят Арон Эдельштейн, который обязался произвести работы за 12888 р. Также по смете в существующем здании было определено перестелить пол, часть работ по перестилке проведена в 1859 году к приезду императора. [ГАОО, ф. 2, оп. 5, д. 493, лл. 56-57, 62-63, 363].

6.11.1860 (ст. ст.) была поверена смета архитектора Моранди на приспособление подвального этажа биржевого здания для Архива Одесской городской думы на сумму 827 р. 75 1/4 к. [ГАОО, ф. 2, оп. 5, д. 493, лл. 365-367].

Дело 1860–1862 годов «О сооружении пристройки к Биржевому зданию» [ГАОО, ф. 2, оп. 1, д. 229].

"27 декабря 1863 года в Одессе открыта была городская общая дума" [ОД-101].

В 1875 году по адресу Итальянская ул., 1 указаны Одесская городская управа и Биржевая зала [ОД-73, С. XVII, XXI].
В 1877 году по адресу Приморский бульв., 1 указана Городская управа [АКОГ/1877, С. 27].
В 1883 году по адресу Пушкинская ул., 1 указана Городская управа [ОД-67].
1884 году: Городская управа, Николаевский бульв., городской дом; Городская дума, Заседания в здании городской управы на Николаевском бульв., городской дом; Одесский биржевой комитет, Николаевский бульв., здание управы [АКОГ/1884, С. 135].
1895: Городской дом, Пушкинская, 1 угол Бульвара [ОД-84].
1900: Городская управа, Городской дом на Николаевском бульв.; Городская дума, Заседания в помещении Городской управы на Николаевском бульв. [АКОГ/1901].

27.12.1884 (ст. ст.) в двух Биржевых залах был устроен детский вечер по инициативе председательницы общества для покровительства бедным г. Одессы. В первой зале дирекцией конно-железной дороги было устроено освещение из 1 большой и 15 малых ламп. Питание осуществлялось от генератора, который в обычное время предназначался для освещения зданий конно-железных дорог. Оборудованием освещения руководил инженер конки Розенталь" ["Одесские новости", № 21 за 29.12.1884].

«По просьбе Одесской городской управы совет рассмотрел проект и смету на перестройку здания биржи с целью определить размер вознаграждения составлявшему её архитектору г. Толвинскому и сообщил своё заключение управе» [ООИРТО/1888].

1893:
«Здание прежней Биржи — ныне Городской думы (на Биржевой площади, против Николаевского бульвара), заложенное в 1829 году и оконченное в 1834 году, построено архитектором Торичелли, по проекту архитектора Гваренги. Здание обращает на себя внимание хорошими архитектурными пропорциями, выдержанностью чистого стиля итальянского возрождения и прекрасным планом. В особенности был хорош, ныне несколько изменённый, главный фасад, обращённый к бульвару, с двойной колоннадой коринфского ордера, между двумя боковыми выступами и открытым двором за колоннадой. В этих двух выступах было по одному полукруглому окну больших размеров. По всей длине колоннады тянулись каменные ступеньки, по которым поднимались до площадки под колонны и в открытый двор. Ступеньки эти в двух местах прерывались каменными цоколями, на которых были установлены лев и львица из белого мрамора. Двор был вымощен плитами. При солнечном освещении, а также под вечер, пред закатом солнца, когда тени ясно рисовались на светлых частях здания, колоннада производила большой эффект, и всё целое напоминало древние римские храмы. В 1871—1873 годах, вследствие необходимости в увеличении внутренних помещений, здание переделывалось и потерпело значительные перемены, несколько изменившие его характер» [ОД-9, С. 408].

«На бирже вчера в первый раз котировались облигации города Одессы. Желающих купить акции не было на бирже» [Газета «Одесские новости», № 3003 от 6.07.1894].

В 1896 году по сторонам от лестницы на парапетах с пьедесталами были установлены скульптуры медведя и льва работы скульптора Монтебруно [ОД-1].
В конце ХІХ века в здании Думы была устроена гольццементная крыша [ООИРТО/1896].

В 1900 году в здании располагалась городская управа, здесь же в здании городской управы собиралась городская дума [АКОГ/1901].

В 1901 году в здании городской управы проживал архитектор городской управы Фёдор Павлович Нестурх, до этого в адресных книгах он не указывается. В пределах 1902 — 1903 годов он переехал на Херсонскую, 38 [ВО/1902-1903; ВО/1904-1905].

"Городская управа начинает готовится к выборам гласных городской думы на четырёхлетие 1905—1908 гг., имеющим быть в начале будущего года. Так как списки лиц и учреждений имеющих право участвовать в городских выборах должны быть объявлены к 1-му октября, то городская управа известила домовладельцев, что те из них, за коими числятся ведомости оценочного сбора за за первое полугодие 1904 года и предыдущее время не могут быть внесены в списки избирателей" ["Одесские Новости", № 6416 от 10.09.1904].

9.06.1914 г. — состоялось заседание городской думы, где по предложению городского головы Б. А. Пеликана было решено выразить глубокую благодарность г. Члену Городской управы Л. Н. Мечникову и г. Архитектору Ю. М. Дмитренко за их труды по наблюдению и руководству за ремонтом зала Городской думы [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 90, д. 187; ИОГД, 1914, № 1 — 6].

«Открытие действий мирового института состоялось 3-го мая (прим.: 1869) в зале думы. Первый состав мировых судей г. Одессы, избранный в 1869 г. из 7 судей, был затем дополнен ещё 7 судьями; в 1872 г. учреждён 15 мировой участок, а в 1890 г. добавлен 16 участок» [ОД-72, С. 133].

1924: Одесский Губернский Исполнительный комитет (Губисполком), пл. Комунны, 1 [ВО/1925, С. 185].
1939: Областной Партийный комитет, пл. Комунны, 1 [ОТ/1940].

В 1982 году по адресу пл. Коммуны, 2 располагался кабинет заместителя начальника по статистике Вычислительного центра Облстатуправления [ОД-51].

"СТАРАЯ БИРЖА, 1829—1837 гг. (ул. Коммуны, 1). О Здание построено архит. Ф. К. Боффо для Одесской товарной биржи. По своей архитектуре напоминает Александровский дворец 1792—1796 гг. в г. Пушкине архит. Д. Кваренги. Первоначально главный фасад здания украшали два ряда колонн, за которыми размещался открытый дворик, вымощенный каменными плитами. Ризалиты и задний фасад прорезали огромные (на два этажа) полуциркульные окна. В 1871 —1873 гг. в целях расширения площади для биржевых операций здание было перестроено архит. Ф. И. Моранди. Второй ряд колонн главного фасада заменён стеной с парадным входом, дворик перекрыт и перестроен в Белый зал, который соединялся с биржевым (Розовым) залом через колоннаду, возведённую на месте наружной стены здания. Все большие полуциркульные окна были заложены, фасад украшен скульптурой и лепкой проф. Иорини. 14 (27) января 1918 г. в здании состоялось общее собрание Совета рабочих, солдатских, матросских и крестьянских депутатов, провозгласившее Советскую власть в Одессе, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде сооружения.
В 1946—1949 гг. здание было реставрировано и реконструировано (Облпроект, архитекторы Г. В. Топуз, В. Л. Фельдштейн, В. Н. Смирнов). Планировка изменилась, увеличилось число рабочих комнат, наиболее ценный з архитектурном отношении Розовый зал восстановлен. Белый зал полностью реконструирован.
Здание в стиле классицизма, возведено из камня-ракушечника, оштукатурено, двухэтажное с цокольным этажом. В отделке экстерьера и интерьера применён коринфский ордер. Из-за рельефа местности цокольный этаж со стороны главного фасада и бокового, обращённого к площади, переходит в подвальный. Сооружение прямоугольное в плане, с ризалитами по сторонам главного фасада, с полуротондой и прямо¬угольной вытянутой пристройкой со стороны двора. Перекрытия плоские, в цокольном эта¬же — частично полуциркульные своды, в залах — подвесные деревянные потолки лучковой формы. Планировка коридорная с односторонним размещением помещений. Главный фасад украшен двенадцатью колоннами, размещенными между ризалитами, полуротонду обрамляют шесть колонн, поставленных на террасу с лестницами по сторонам. Стены расчленены пилястра¬ми, завершены развитым карнизом, увенчанным парапетом. Скульптуры бога торговли Меркурия и богини земледелия Цереры в нишах ризали¬тов и завершающая скульптурная группа с часа¬ми, олицетворяющая смену дня и ночи, дополняют общий замысел композиции главного фасада.
Здание является одним из лучших образцов общественных сооружений в стиле классицизма на Украине." [ОД-103, С. 261-262].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 547 под названием «Здание старой биржи» (годы постройки: 1828–1934, арх. Боффо Ф. К.; Перестройка: 1871–1873, арх. Моранди Ф. О.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г.) [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (В здании 14 (ст. ст.) (27) января 1918 г. состоялись общие сборы рабочих, сельских, матросских и солдатских депутатов, на которой было провозглашено наступление Советской власти в г. Одессе) (Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.) [ОД-6/2009].

Ланжеронівський узвіз, 2 / Польський узвіз, 4

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Ланжеронівський узвіз / Польський узвіз
Серия:Складские здания и сооружения
Архитекторы:Торичелли Г. И.
Этажность:2
Начало строительства:1835
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Перестроено Используется
Название/назначение:Склад Бологовского
Склад действительного статского советника Бологовского, арх. Торичелли, 1835 г. [ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 241; ГАОО, Ф. 59, оп. 2, д. 442]. Перепланировка для ночлежного дома Общества ночлежных приютов, инж. Климов Д. Я., 1886 г. [ОД-3].

На плане конца 1830-х — начала 1840-х годов участок обозначен пустым [ОД-81, С. 333].

Согласно гравюре данное здание появилось ранее, чем дом Жерболини по Польскому сп., , который был построен в 1848 году [ОД-72; Наблюдения].

Впоследствии Папудов приобрёл соседний участок Жерболини, а данный — продал.

• • •

В 1883 году участок имел адрес Ланжероновская, 2 / Польский сп., 4, состоял в квартале LVIII Бульварного участка и принадлежал Кникеру [ОД-67].
В 1913 году по адресу Ланжероновская ул., 2 располагалось Общество для устройства дешёвых ночлежных приютов [ВО ОН/1914].

• • •

Здание является памятником № 403-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием "Здание склада Папудова (ночлежный приют)" (годы постройки: 1950 — 1952, арх. Круг Д. И.) и памятник истории местного значения (В здании жили: в 1891 г. российский писатель Горький А. М.; В 1897 г. — российский писатель Грин А. С.) (Решение Одесского Облисполкома № 580 от 27.12.1991 г.; Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Ланжеронівський узвіз, 1 / Польський узвіз, 6

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Ланжеронівський узвіз / Польський узвіз
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Боффо Ф. К.
Этажность:3
Строительство:03.1848—1848
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Дом Жерболини
Дом Жерболини, арх. Боффо Ф. К., 1848 г. Устройство трактира по заказу Ариадны Евстративны Папудовой, арх. Мазиров Д. Е., 1887 г. Перестройка туалетов для наследников Папудовой, арх. Мазиров Д. Е., 1893 г. Реконструкция галереи «Итис», подрядчик: ООО «Мегалайн», ІІ-я пол. 2000-х гг.

Дом Жерболини располагался на Польской улице, 6, а дом Папудова на Польской улице, 4 — оба на углу с Польским спуском. К концу ХІХ века дом Жерболини уже принадлежал Папудову, а первоначальный участок Папудова был отдан Кникеру, а затем перешёл Благотворительному обществу.

Вдова коммерции советника Ариадна Евстратьевна Папудова в 1887 году подала прошение на устройство из третьего окна от угла по Ланжероновскому спуску двери и входа в трактир с внутренней чугунной лестницей. Подписку о надзоре дал Д. Е. Мазиров. Разрешение получено 26.02.1887 г. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 244, л. 135].

В 1884 году в данном здании (Ланжероновский сп. 1/3) в доме Папудовой располагался приют Одесского общества для устройства дешёвых ночлежных приютов. Вторым приютом был Масовский [АКОГ/1885].

А. Е. Папудова завещала дом на углу Екатерининской и Ланжероновской улиц (несколько построек: [1], [2], [3]) и дом на Польском спуске своей внучке Ольге Скаржинской, которая должна была вступить во владение имуществом после выполнения ряда условий, в том числе — достижения ею 25-летия. Ольга Иосифовна Скаржинская, дочь корнета Ахтырского полка Иосифа Петровича Скаржинского и Ольги Константиновны Скаржинской (в девичестве Папудовой), родилась 6 декабря 1883 г. (ст. ст.) и, таким образом, с 6 декабря 1908 г. (ст. ст.) могла вступить во владение участком [ОД-100, С. 182].

Генерал-майор Василий Дмитриевич Саблин (доверенный душеприказчика по духовному завещанию умершей вдовы коммерции советника Ариадны Евстратьевны Попудовой) в 1893 году подал прошение на перестройку ветхого трёхэтажного отхожего места в доме наследников Папудовой. Проект выполнил архитектор Мазиров Д. Е. Прошение возвращено на исправление 5.10.1893 г. (ст. ст.) с пометкой главного архитектора А. Э. Шейнса: «канализация не показана» [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 69, д. 434б, л. 17]. В этом году от распорядителей домом больше прошений подано не было.

"Владелец магазина галантерейного товара М. Розенфельд, проживающий в доме бывшем Папуды по Польскому спуску, заявил, что Израиль Перельцвайг, захватил у него принадлежащие ему 700 рублей, скрылся, оставив жену и ребёнка на произвол судьбы." ["Одесские Новости", № 6437 от 3.10.1904].

1938: Контора водных буфетов черноморского бассейна («Водтресткафе»), сп. Кангуна, 6 [ОО/1938].

В 1982 г. в здании располагался Черноморский комплексный отдел СКТБ Главморречстроя [ОД-51], ныне судоремонтная компания Черноморский центр проектно-конструкторских разработок.

• • •

В 1883 году участок имел адрес Ланжероновская ул., 1-3 / Польский сп., 6, состоял в квартале II Бульварного участка и принадлежал Папудовой [ОД-67].
В 1898 году участок принадлежал наследникам Попудовой [ВО/1899].

• • •

Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения № 402-Од под названием «Дом жилой Жерболини» (год постройки: 1841, арх. Боффо Ф. К.) (Решение Одесского Облисполкома № 580 от 27.12.1991 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Ланжеронівський узвіз, 4

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Ланжеронівський узвіз
Серия:Арки
Текущее состояние:Перестроено Не используется (заброшено)
Название/назначение:Въездная арка
Въездная арка, І-я пол. ХІХ в. Приспособление под стену склада Гагарина, в пределах 1860-х — 1870-х годов


В Одесском областном архиве хранилось дело от 16.04.1887 (ст. ст.) на 23 листах "Об исправлении стены двора магазинов княгини Гагариной, разрушенной обвалом скалы внизу Николаевского бульвара" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 114]. Дело утрачено.

В конце ХХ — начале ХХІ века полуразрушенное строение принимали за мечеть.

Ланжеронівський узвіз, 4

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Ланжеронівський узвіз
Серия:Складские здания и сооружения
Этажность:3
Текущее состояние:Изменение назначения Не используется (заброшено)
Название/назначение:Склад Гагариных
Склад, вероятно нач. 1960-х гг. [Наблюдения]. Укрепление трёхэтажного склада с подвалом княгини Анастасии Александровны Гагариной, надзор: Кучевский И. К., 1890 г. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 66, д. 437, лл. 115-116].

В 1850 году спуск по линии застроения Ланжероновского спуска зданий не было, кроме дома выходящего на Польский спуск [ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 264].

10.09.1860 (ст. ст.) Строительный комитет рассматривал отношение городской думы от 2.08.1860, которая осталась при своём мнении от том, что местность приморского обрыва по правую сторону лестницы, из которой князь Иван Гагарин прости отвода ко двору его и прочих наследников части земли под дорогу для въезда во двор по причине глубокой на ней насыпи земли не может иметь дугого назначения, как только для засадки оной деревьями, к украшению этой части обрыва, подобно тому, как это сделано уже в обрыве с левой стороны лестницы, и как в виду Думы не имеется более полезнейшего назначения для этой местности, а князь Иван Гагарин в вознаграждение города за эту полосу земли соглашается внести в городскую казну 1000 р. серебром, то городская дума согласна на отвод в потомственное владение участка земли за предлагаемую суму под дорогу шириной в 6 саж. и длинной до 27 погонных саж. [ГАОО, ф. 2, оп. 5, д. 493, С. 9-12].

Прошение 1890 года подано по адресу Ланжероновский сп., 6.

Санкт-Петербургская Артель официантов 1.04.1906 (ст. ст.) подала прошение на постройку летней сцены — эстрады в арендуемом помещении в доме графини С. П. Гендриковой и Н. П. Гудович по Ланжероновскому сп., 2 (бывш. Ю. Гагарин). Все стены предполагалось устроит из Сиен-агте или другого несгораемого материала. План поручено выдать уполномоченному старосте Павлу Михайловичу Демецкому. Подписку дал А. В. Юргевич от 6.04.1906. Архитектор горуправы запросил в дополнение: 1) план верхнего этажа складов, над которым предполагается надстроить сцену, 2) сообщить (не распознано) или ограда со стороны проектируемого откоса и 3) предоставить надлежащую доверенность на право производства проектируемой надстройки. Проект утверждён 29.04.1906 (ст. ст.) за № 10316 и разрешение получено 13.05.1906 [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 82, д. 500, лл. 145-149].

• • •

В 1910-х годах адрес участка — Ланжероновская ул., 2 [ВО/1910; ВО ОН/1914].

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.