Одесса, Таможенная площадь, 7; Таможенная площадь, 5; Таможенная площадь, 3; Таможенная площадь, 1; Таможенная площадь, 1; Приморская улица, 1 / Польский спуск, 2; Переулок Чайковского, 1; Ланжероновская улица, 2; Думская площадь, 1; Ланжероновский спуск, 2 / Польский спуск, 4; Ланжероновский спуск, 1 / Польский спуск, 6. Одесса — Панорамы
Прислал Antique · Одесса

Информация о фото

Опубликовано 22.09.2015 06:50 CEST
Просмотров — 956
Подробная информация



Постоянная ссылка на фото

Перейти к оценке фото


Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Таможенная площадь
Проект:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Этажность:3
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Снесено
Название/назначение:Дом Р. Гербера
Доходный дом, ІІ-я пол. ХІХ в. Замена старой стены новой в первом этаже, заделка трещины и подводка тавровых балок в трёхэтажном флигеле Самуила Барбаша, инж. Сталь М. И., 1912 г. [ГАОО]. Разрушен ранее конца 1930-х гг.

В 1906 году по адресу Таможенная пл., 7 располагался трактир З. Шнайдера [ВО/1907].

В 1913 году в здании размещались [ВО ОН/1914]:
— бакалейная лавка Б. Герца,
— бакалейная лавка Льва Кольберга,
— пивная лавка Козина,
— Столовая Агр. Рымазовой,
— Столовая Щелакова,
— Съестная лавка Афанасия Карабуруни,
— табачная лавка Рувина Юделевича.

В 1906 году по адресу Таможенная пл., 9 располагался трактир Г. Гонтарука и трактир Г. Наликоса [ВО/1907].

"Господин градоначальник постановил: закрыть на время усиленной охраны в г. Одессе пивную лавку в д № 7., по Таможенной пл., содержимую по документам торговым домом "Енни", а фактически месье Иоселем Стурмаком" [Газета "Одесские новости" № 8335 от 4.02.1911].

В 1913:
— винная казённая лавка № 509 арендуемая Акил. Старчевской [ВО ОН/1914].


В 1898 году участок имел адрес Таможенная пл., 7 и принадлежал Р. Герберу, ему же принадлежал участок № 9, который выходил на пересечение с Карантинным спуском. Площадь участка составляла 60 кв. саж. К 1904 году владельцем стал Х. Вольф [ВО/1899; ВО/1904-1905].

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Таможенная площадь
Проект:Портовые здания
Этажность:3
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Снесено
Название/назначение:Дом В. Вайнштейна
Доходный дом, ІІ-я пол. ХІХ в. Разрушен ранее конца 1930-х гг.


В 1913 году в здании размещались [ВО ОН/1914]:
— бакалейная и пивная лавка Иосифа Калискера.

В 1898 году участок имел адрес Таможенная пл., 5 и принадлежал В. Вайнштейну. Площадь участка составляла 60 кв. саж. К 1904 году владельцем стал П. Вайнштейн [ВО/1899; ВО/1904-1905].

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Таможенная площадь
Проект:Портовые здания
Этажность:2
Текущее состояние:Снесено
Название/назначение:Дом Х. Шлёмовича
Доходный дом, ІІ-я пол. ХІХ в. Разрушен ранее конца 1930-х гг.

В 1906 году в здании размещался трактир Б. Аниопольской [ВО/1907].

В 1913 году в здании размещались [ВО ОН/1914]:
— Съестная лавка Хаи Байсовой,
— Съестная лавка Менделя Вайса,
— Съестная лавка Ионы Элькина,
— чайный трактир Баси Янипольской.

В 1898, 1903 годах участок имел адрес Таможенная пл., 3 и принадлежал Х. Шлёмовичу. Площадь участка составляла 43 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1904-1905].

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Таможенная площадь
Проект:Таможни
Этажность:2
Стиль:Неоренессанс
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Главное здание таможни
Здание складской таможни, нач. ХІХ в.
Надстройка третьего этажа, вероятно ІІ-я пол. ХІХ в.
Строительство северо-восточной части здания, проект: 1910 г. (вероятно). Надзор: арх. Бауэр Б. А., 1911 — 1912 гг.
Восстановление и реконструкция, арх. Головин В. К., Кремляков В. П., кон. 1940-х гг.
Реконструкция с надстройкой мансардного этажа, арх. Мищенко Н. А., возможно при участии инж. Вустянюка, 1996 — 1997 гг. [ОД-1; ОД-3; Здание Управления Одесского порта].

Согласно старым гравюрам здание первоначально имело два этажа.

В 1906 году по адресу Таможенная пл., 1 располагался ресторан О. К. Номикоса [ВО/1907].

"Объявление. Одесская главная складочная таможня настоящим объявляет во всеобщее сведение о нижеследующем: ...(нечитаемо) февраля сего 1911 года в Общем присутствии её, помещающимся в здании Одесской Таможни в городе Одессе, по Де-Волановской улице, под № ... (нечитаемо) в 12 часов пополудни имеют состояться новые торги НА БОЛЕЕ ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ на отдачу с подряда строительных работ по постройке главного здания названной Таможни и по устройству в этом здании электрического освещения, согласно утверждённым Департаментом Таможенных Сборов сметам, причём работы электрического освещения могут быть выведены из общей массы других показанных в сметах работ и отданы к производству отдельно, все же остальные строительные работы будут сданы одному контрагенту без раздробления в общей массе.
Торг начинается 1) с суммы 259616 рублей 8 копеек на все показанные в сметах строительные работы, кроме электрического освещения и 2... (нечитаемо) суммы 4456 рублей 79 копеек на устройство жлектрического освещения, итого все работы в общей массе с суммы 265073 руб 62 коп.
Через три дня после торгов, т. е. в 12 часов пополудни 1* (нечитаемо) того же февраля, там же будет произведена переторжка.
Означенные торги будут производиться изустно и при помощи за...танных объявлений.
Со времени помещения настоящего объявления и до начала торгов все присутственные дни от 9 часов утра до 5 часов пополудни желающим торговаться предоставляется рассматривать кондиции, сметы, чертежи и технические условия в помещении Одесской Таможни, для чего желающие должны обратиться к экзекутору оной.
Каждый желающий вступить в торг обязан раньше вступления в оный представить при прошении на имя Одесской Таможни: паспорт или другой вид о своём звании и залог в размере десяти процентов объявленной стоимости работ, причём вместо залога, может быть предоставлена квитанция Казначейства в приём такового. Объявление № 26504" [Газета "Одесские новости" № 8318 от 14.01.1911].

В 1912 году сооружена трёхэтажная северо-восточная часть здания с портиком, которая, за исключением портика, повторяла старую часть здания. По непонятым причинам достройка не была симметричной и новое крыло было двухэтажным, тогда как старое — 3-х этажное. Паркет был постелен в июле 1912 года некими Коганом и Анусевичем (на дощечке была произведена памятная надпись, которую обнаружили при ремонте в 2010-х годах). Возможно паркет произведён на фанерном и леспоильном заводе т. д. "Коган и Луцкий" на Бугаёвке.

"Неузаконенное детище таможенного ведомства. Одесская таможня, как известно, уже больше двух лет, помещается в заново отстроенном здании, но последнее до сих пор ещё продолжает оставаться в положении неузаконенного детища таможенного ведомства. Дело в том, что в своё время, когда приступлено было к сооружению здания, надзор за постройкой, вопреки ожиданиям, был возложен не на таможенного архитектора господина Шестакова, а на архитектора господина Бауэра. По этой ли причине, или по каким-либо другим более серьёзным поводам, но приёмка здания, несмотря на требование департамента таможенных сборов, систематически откладывалась.
В конце концов из Петербурга минувшей весной был прислан старший архитектор департамента С. С. Бодалев. Приёмка, однако, не состоялась по той причине, что между данными подрядчика господина Рабиновича, сооружающего здание, и данными наблюдавшего за постройкой архитектора Бауэра оказалось большое несогласие. Начальник таможни господин Грицай в связи с этим выезжал в Петербург, результатом чего являлось назначение приёмки здания особой комиссии во главе с помощником инспектора почтово-телеграфного округа П. Н. Андреевым. Но заминки и трения возникли снова, и приёмка не состоялась и тогда заключительным моментом этой небольшой эпопеи является приезд вице-директора департамента действительных статских советников С. А. Гринвальда и С. С. Бодалева.
Удастся-ли однако, хоть на сей раз ликвидировать эту страшную историю?" [Газета "Одесские новости" №9376 от 9(22).06.1914].

В 1982 году в здании располагался Вычислительный центр Управления морского торгового порта, Стрелково-спортивный клуб Морского порта [ОД-51].



В 1884 году участок имел адрес Таможенная пл., 2 и принадлежал Одесской главной складочной таможне [АКОГ/1885, С. 129].
В 1898 году участок имел адрес Таможенная пл., 1 и принадлежал Портовой таможне. Площадь участка составляла 769 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1904-1905]. В 1913 году участок также имел адрес Деволановская ул., 13 [ВО ОН/1914].




Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения № 559-Од под названием "Здание Управления торгового порта" (годы постройки: нач. ХІХ в., кон. ХІХ в., 1940-е) (Решение Одесского Облисполкома № 154 от 27.04.1989 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Таможенная площадь
Проект:Таможни
Архитекторы:Шевалёв В. А.
Текущее состояние:Снесено
Название/назначение:Таможенные постройки
Несколько небольших таможенных зданий, инж. Шевалёв В. А., кон. ХІХ — нач. ХХ в. [ОД-1]

Точное местонахождение неизвестно.

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Приморская улица / Польский спуск
Проект:Складские здания и сооружения
Архитекторы:Гаюй Ю. В., Фраполли Д.
Этажность:2
Начало строительства:1822
Окончание строительства:1823
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Изменение назначения Не используется (заброшено)
Название/назначение:Зерновой таможенный пакгауз
Зерновой таможенный пакгауз, привязка образцового проекта: Фраполли Д., надзор, возможно инж. Гаюи Ю. В., 1822 — 1823 гг. Реконструкция, арх. Даллаква И. О., 1856 г. Восстановление и реконструкция для мореходной школы, арх. Фельдштейн В. Л., 1946 — 1948 гг. Надстройка 3-го этажа, 1963—1964 гг. [РГИА, ф. 1487, оп. 29, д. 147, л. 2; ОД-3].

В 1898 году участок принадлежал Таможенному ведомству [ВО/1899].

Здание было памятником архитектуры и градостроительства национального значения под названием «Склады» (годы постройки: 1810, арх. Фраполли Ф.) (Включено в список постановлением Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г.; Исключено из списка постановлением Кабинета Министров Украины № 1073 от 10.12.2008 г.) [ОД-6/2013].

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Переулок Чайковского
Проект:Театры
Архитекторы:Фельнер Ф., Гельмер Г., Фрей Р., Цифферер Д., Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М., Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф., Молинари М. Л.
Этажность:5
Начало строительства:09.1883
Окончание строительства:10.1887
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Городской театр
Городской театр, проект: бюро «Фельнер Ф. и Гельмер Г.», 1880 г.; Надзор от проектного бюро: Фрей Р., затем Цифферер Д. (Zifferer Donat); Надзор от города: Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М.; Скульпторы проектного бюро: Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф.; Скульпторы от города: Натали Ф. А., Молинари М. Л., 1884 — 1887 гг.
Ремонтные работы, арх. Ландесман С. А., 1917 — 1919 гг.
Восстановление после пожара, фор-проект: арх. Щусев А. В., проект: инж. Давыдов Н. А. при участии Нестурха Ф. П., 1926 — 1927 гг.
Ремонтно-восстановительные работы, арх. Кундерт В. И., 1942 г.
Реставрация, реконструкция, модернизация и укрепление фундаментов, реставр. разд.: арх. Шаповаленко Н. А., Евангелиди Н. Ф., инж. Корнет И. И., Ясинский Р. И., 1964 — 1967 гг.
Реставрация и усиление конструкций, арх. Дыховичная Н. А., инж. Быков Э. Н., общестроит разд.: инж. Снисаренко В. И., Катруца Ю. А., 1996 — 2007 гг.
[ОД-1; ОД-3; ОД-9, С. 414].

-------------------------------------------------------

В 1870-х годах городской архитектор Цезарь Оттон пригласил французского архитектора Феррана Ксавье принять участие в конкурсе на проект здания театра [ОД-1].

В 1880 театральная комиссия (по рассмотрению проектов театра) была возобновлена. Состав комиссии: Г. Г. Маразли, Е. И. Шульц, Н. А. Депп, С. И. Ралли, М. Е. Мевастопуло, М. И. Балихов, К. К. Сикард, позднее также адмирал Н. М. Чихачёв, С. Г. Зусман, А. Я. Новиков. [ОД-47, С. 20].

Проектные данные: стоимость 600 000 р., вместимость 1800 — 2000 чел.
Составление проекта поручено А. И. Бернардацци, в числе помощников архитектора был Ю. М. Дмитренко.

Так как известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума пренебрегая проектом Бернардацци обратилась к ним [Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октября 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", С. 27 — 29].

В коллекции ОИКМ хранится план городского театра датируемый 1880 годом, возможно проект выполнен А. И. Бернардацци — передняя часть здания полукруглая, с колоннадой в два этажа [Чертёж К-348; La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

Также коллекции ОИКМ хранятся планы городского театра выполненный бюро "Фельнер и Гельмер" [La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

12:00 16.09.1884 — закладка фундамента. В фундамент был установлен ящик "из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с. Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебрянные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийскоо университета за 1884 г.; городские газеты и пр." [Газета "Одесский листок", 1884, 18 сентября. — С. 2].

Архитекторы во главе с инж.-арх. А. И. Бернардацци, в том числе Ю. М. Дмитренко составляли эскизы, рабочие чертежи, расчёты, осуществляли надзор за постройкой [ОД-47, с. 37].

Доверенным подрядчика был архитектор Пикколон, который осуществлял надзор и руководил строительством. Скульптор Ф. Фридль выполнил аллегоричные композиции на фасадах [ОД-1].

10.10.1887 г. — открытие городского театра. Некоторые присутствующие на открытии дамы: княгиня Воронцова-Шувалова, Кич, Швендер, Мельницкая, Мартынова, Зеленая, Новосельская, Дмитренко (мать Ю. М. Дмитренко), баронеса Швахгейм (сестра Ю. М. Дмитренко) [ОД-47; Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октябрря 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", с. 29]. Стоимость постройки обошлась в 1300000 р. [ОД-9, С. 415]

В [ОД-1] указано, что архитектор Ф. П. Нестурх принимал участие в восстановлении театра после пожара.

В 1927 году был составлен проект (29 страниц архивного дела) восстановления дымовых клапанов в театре им. Луначарского [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1043].

1929: Государственный оперный академический театр им. Луначарского [ВО/1930].
1938: Государственный оперный академический театр Оперы и Балета, Театральный пер., 1 [ОО/1938].

"Особенно похорошел театр после реставрации и реконструкции (1966 — 1967 гг.). Лучшие специалисты страны полностью обновили отделку здания, вернули первозданную красоту его лепке, позолоте, росписи, фрескам, усовершенствоали технику сцены. 6 ноября 1967 года театр вновь открылся. можно смело сказать, что это было поистинне второе рождение храма искусства" [Саркисян Константин Саркисович, Ставницер Михаил Фроймович. Улицы рассказывают... (2-е изд., перераб. и доп.) Одесса: Маяк, 1968 (сдано в набор 12.1.1968), С. 229].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 549 под названием "Здание Театра оперы и балета" (годы постройки: 1884 — 1887, арх. Фельнер Ф., Гельмер Г.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г. [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (На балконе здания 10 апреля 1944 г. был поднят флаг освобождения г. Одессы от фашистских захватчиков) (Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.) [ОД-6/2009].

• • •

"...по фасаду полукруга с обеих сторон — открытые балконы. Таких балконов во всём фасаде десять: восемь малых и два больших, с тремя просветами каждый. Кроме украшения и оживления фасада, балконы имеют целью доставление света и воздуха в фойе, с которыми они непосредственно соприкасаются. Имея несгораемый пол, эти балконы, на случай пожара могут служить убежищем для посетителей театра, который попадая в них, до подачи помощи извне, имея свободный доступ до наружного воздуха, находятся в полной безопасности... ...театр имеет двадцать входов и выходов. Кроме того для сцены и побочных помещений её имеются три отдельных выхода: два с Театрального переулка и один с Театральной площади...
Над главным портиком со стороны Ришельевской улицы возвышается на громадном пьедестале главная, наиболее живописная и эффектная группа, на которой изображена муза театра, в колеснице, запряжённой двумя пантерами. В левой руке у неё горящий факел, правая поднята вверх. По бокам её два гения с лавровыми венками в руках. Немного ниже на втором пьедестале, находятся две больших группы, олицетворяющие музыку и танцы. На правой изображена Терпсихора, обучающая молодую девушку танцам. Левая представляет Минотавра, который учит сидящего на нём Аполлона играть на лире. Наконец, внизу, по двум сторонам входа в портик со стороны Ришельевской улицы, установлены две большие группы, аллегорически олицетворяющие комедию и трагедию. Внизу расположены амуры с птичьими масками, а с другой стороны птица. На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут-же, её ног. В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел. На фасаде портика, над балконом, находятся два горельефных изображения — две Славы с венками в руках. Эти два украшения весьма изящны и исполнены прекрасно. Вокруг фасада передней части здания по фронтону расположены фигуры, изображающие амуров в разных позах, группами и в одиночку. Не забыты и корифеи русской литературы и музыки. По двум сторонам полукруглой части театра поставлены четыре бюста: Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Глинки. На крыше надсценной надстройки поставлена группа, изображающая двух ангелов, держащий герб Одессы...

Во всём (зрительном) зале снизу до потолка исключительно преобладают бархат, сатин, позолота. Первые пять рядов (партера), по принятому в заграничных театрах делению, носят название оркестра; далее идут девять рядов паркета и наконец восемь рядов собственно партера... Всех мест в партере 474... Бенуарных лож шестнадцать... Лож бель-этажа 29. Сначала находится по одной ложе авансцены по девяти мест каждая... Всех лож второго яруса 18. ...амфитеатр, при 226 местах имеет четыре выхода. Лож третьего яруса всего шесть. Остальное пространство занимает галерея.. всех мест в галерее 336. Галерея устроена слишком хорошо, можно сказать роскошно. Не говоря уже о том, что посетители райка имеют отдельные занумерованные места, вседствие ченго на галерею можно запускать лишь определённое число зрителей, по числу мест, — сами места устроены в виде кресел с откидными деревянными сидениями, с высокими обитыми бархатом спинками и ручками по бокам. Всех мест в театре 1590.

Средняя часть потолка занята четырьмя большими картинами, чрезвычайно мастерски и художественно исполненными венским художником Лефлером. Сюжеты для картин взяты из четырёх произведений великого английского драматурга Шекспира: "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Зимние сказки" и "Что вам угодно". Эффектным украшением потолка служит центральная бронзовая люстра, освещаемая электрическим светом. Чтобы покончить с зрительным залом, нам остаётся сказать ещё несколько слов об отделении для оркестра. И здесь мы видим отступление от общепринятого устройства в наших театрах. В то время, как в большинстве театров оркестр находится на виду зрителей, в новом театре он скрыт в углублении, так что виден только дирижёр. Самое помещение оркестра просторно и удобно.
Водоснабжение театра устроено вполне целесообразно. Кроме проводов воды в уборные, клозеты, в побочные помещения сцены и вообще, так сказать, для постоянного потребления, есть много проводов, предназначенных исключительно для охранения безопасности от пожара. В каждом фойе посетители театра замечают небольшие деревянные застекленные ящики, в которых помещаются пожарные краны со шлангами, длинной от шести до семи сажень. Таких пожарных кранов имеется по три в каждом фойе. Подле каждого пожарного крыла находится дежурный пожарный служитель, который, в случае пожара в ближайшей от него части театра, немедленно открывает пожарный кран и в то же время сигналом посредством электрического провода, устроенного тут-же подле пожарного крана, в стене, даёт знать наряду пожарной команды, находящемуся в особом помещении подле сцены, как наиболее опасной в пожарном отношении части здания. Всего-же во всём театральном здании устроено 34 пожарных крана. Но этим не ограничиваются противопожарные приспособления в городском театре. Самым опасным местом в театре в пожарном отношении является сцена, на которой сосредоточено наиболее горючего и легко воспламеняющегося материала. Поэтому, кроме всевозможных мер предосторожности и предохранительных приспособлений, сцена отделена от остальных побочных помещений её несгораемыми стенами и железными герметически запирающимися дверьми. От зрительного зала сцена отделяется двойной железной занавесью, устроенной из волнистого листового железа, которая, в случай пожара на сцене, немедленно опускается и совершенно изолирует сцену от зрительного зала, в который не может проникать не только огонь, но и дым. Для опускания этой занавеси достаточно 34 секунды; для поднятия-же её требуется 3 1/2 минуты. Каждый спектакль занавес подымается и опускается на глазах у зрителей. Делается это для убеждения присутствующих в театре в полной безопасности их на случай пожара на сцене. Если ко всем этим предосторожностям мы прибавим, что театр освещается электрическим светом и что, таким образом, из театра устранена главная причина пожара — освещение газом или театра устранена главная причина пожара — освещение газом или осветительными минеральными маслами, то с положительностью можно сказать, что в пожарном отношении одесский городской театр является наиболее безопасным. Кроме того в театре имеется такая масса широких и удобных выходов, сообщающихся непосредственно с улицей, что публика скоро и в безопасности может выйти из театре.
Употребляемые для освещения дуговые лампы доставляют свет силой в 600 свечей каждая. Калильные лампы двух родов: в 50 и в 16 свечей каждая. Для наружного и внутреннего освещения театра установлено всего 11 дуговых ламп, 504 калильных в 50 и 1398 в 16 свечей в каждой. При полном освещении театра, внутреннем и внешнем, эти лампы способны дать количество света, равное силе света более 500.00 свечей. Собственно для освещения зрительного зала установлено 292 калильные лампочки в 16 свечей, следовательно, сила света в зале, при полном освещении, равняется 4.672 свечам.
Общая стоимость собственно театрального здания с электрическим освещением определяется в 1285.000 руб." [ОД-72, Ч. І — С. 131, 135, 139, 141, 143].

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Ланжероновская улица
Проект:Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Оттон Ц.
Этажность:2
Начало строительства:1849
Окончание строительства:1850
Стиль:Неоренессанс
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Дворец С. Гагариной — Одесский литературный музей
Дворец С. Гагариной, арх. Оттон Л. Ц., 1849 — 1850 гг. [ОД-3]

В [ОД-1] и [ОД-6] указаны иные годы возведения: 1842-1850 гг.

В 1891 году в здании размещалось только что открытое Коммерческое собрание:
"Коммерческое собрание — новый клуб, открытый всего год тому назад, действует на тех-же началах, как и клуб Русского общества пароходства и торговли. Клуб помещается в барском доме князя Гагарина, в конце Ланжероновской улицы, над спуском. Как показывает само название, клуб состоит преимущественно из коммерческих людей; но членами могут быть и лица других сословий: военные, чиновники, врачи и проч.; евреи в клуб не допускаются. Несмотря на своё недавнее возникновение Коммерческий клуб приобрёл значительное число членов и успел ознаменовать своё существование рядом благотворительных дел. Между прочим клуб ассигновал сумму на прокормление по 100 бедняков ежедневно в течении 4 месяцев. Чтобы доставить членам, не играющим в карты, и их семействам развлечение, дирекция клуба устраивает зимою два раза в месяц музыкальные вечера и танцы, охотно посещаемые как членами, так и посторонними лицами; последние могут быть вводимы на вечера только членами" [ОД-21, І — С. 129].

1894: "Коммерческое собрание — новый клуб, открытый два года тому назад, действует на общих началах. Клуб помещается в барском доме князя Гагарина, в конце Ланжероновской улицы, над спуском. Как показывает само название, клуб состоит преимущественно из коммерческих людей; но членами могут быть и лица других сословий: военные, чиновники, врачи и проч.; евреи в клуб не допускаются. Несмотря на своё недавнее возникновение, Коммерческий клуб приобрёл значительное число членов и успел ознаменовать своё существование рядом благотворительных дел. Между прочим клуб учредил стипендию в Коммерческом училище и отчисляет около 1200 рю с карт в пользу детского приюта Императрицы Марии Фёдоровны. Чтобы доставить членам, не играющим в карты, и из семействам развлечение, дирекция клуба устраивает зимой два раза в месяц музыкальные вечера и танцы, охотно посещаемые как членами, так и посторонними лицами." [ОД-72, І — С. 165].

"...клуб учредил стипендию в Коммерческом училище и отчисляет около 1200 р. с карт в пользу детского приюта Императрицы Марии Феодоровны" [ОД-72, ч. І — С. 165].

В 1898 году адрес участка был Ланжероновская улица, 4-6 . Участок принадлежал наследникам Гагарина. Площадь составляла 1919 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1900].

Здания дворца и хозяйственного корпуса являются национальным памятником архитектуры и градостроительства № 1460 под названием "Дворец Гагарина" (годы постройки: 1842 — 1950, арх. Оттон Л. Ц.) (Постановление Совета Министров Украины № 442 от 06.09.1985 г. [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (В здании размещалось литературно-артистическое общество) (Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1985 г.) [ОД-6/2009].

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Думская площадь
Проект:Биржи
Архитекторы:Кваренги Дж., Торичелли Г. И., Козлов И. С., Боффо Ф. К., Коншаров И.
Этажность:2
Начало строительства:1826
Окончание строительства:1830
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Купеческая биржа — Одесский городской совет
Купеческая биржа, арх. Торичелли Г. И. (возможно автор или соавтор проекта), Козлов И. С. (соавтор или тех. надзор), надзор: Боффо Ф. К., (в [ОД-9, с. 408]: Кваренги Д.), худ. Коншаров И., 1829 — 1834 гг.
Реконструкция, арх. Даллаква И. О., 1850 г.
Ремонт, арх. Гонсиоровский Ф. В., 1870 г.
Реконструкция с перепланировкой и изменением фасадов для Городской думы, арх. Моранди Ф. О., ск. Иорини Л. Д., 1871-1873 гг.
Устройство сквера на террасе перед зданием, садовник Орликов М. В., кон ХІХ — нач. ХХ в.
Ремонт, арх. Толвинский Н. К., 1888 г.
Ремонт, арх. Дмитренко Ю. М., 1914 г.
Восстановление, арх. Кундерт В. И., 1942 г.
Реконструкция с пристройкой дворового корпуса и восстановление после пожара для Одесского исполкома городского Совета, арх. Топуз Г. В., Фельдштейн В. Л., Смирнов В. Н., 1945-1948 гг.
Ремонтно-реставрационные работы, арх. Топуз Г. В., 1986-1988 гг. [ОД-1, ОД-3, ОД-9].

В коллекции ОИКМ хранятся чертежи фасадов биржи [La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989]. Здание двухэтажное, имело выразительный фасад в три окна с широкими простенками. Первый этаж украшен аркадой креповок, на втором расположена дорическая коллонада, антаблемент прикрашен триглифами.

"Биржа, открытая в 1796 г., в д. Дофине, перенесена в 1806 г. в д. Рено, на углу Ришельевской и Деребасовской улице (теперь д. Меля), где помещалась до 1837 года. В том же доме с 1832 г. помещался и одесский (английский клуб). Постройка специального здания для биржи на нынешнем месте начата была городом в 1830 г...

Постройка обошлась в 73.933 руб.; сверх того на окончание отделки до 1870 г. употреблено до 9000 р., а в 1870 г. — 10000 р. и в 1872 г. на перестройку и устройство второй залы до 25.000 р." [ОД-72, С. 117].

"По просьбе Одесской городской управы совет рассмотрел проект и смету на перестройку здания биржи с целью определить размер вознаграждения составлявшему её архитектору г. Толвинскому и сообщил своё заключение управе" [ООИРТО/1888].

В 1896 году по сторонам от лестницы на парапетах с пьедесталами были установлены скульптуры медведя и льва работы скульптора Монтебруно [ОД-1].
В конце ХІХ века в здании Думы была устроена гольццементная крыша [ООИРТО/1896].

9.06.1914 г. — состоялось заседание городской думы, где по предложению городского головы Б. А. Пеликана было решено выразить глубокую благодарность г. Члену Городской управы Л. Н. Мечникову и г. Архитектору Ю. М. Дмитренко за их труды по наблюдению и руководству за ремонтом зала Городской думы [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 90, д. 187; "Известия Одесской Городской думы", 1914, № 1 — 6].


"Открытие действий мирового института состоялось 3-го мая (прим.: 1869) в зале думы. Первый состав мировых судей г. Одессы, избранный в 1869 г. из 7 судей, был затем дополнен ещё 7 судьями; в 1872 г. учреждён 15 мировой участок, а в 1890 г. добавлен 16 участок." [ОД-72, С. 133].

В 1982 году по адресу пл. Коммуны, 2 располагался кабинет заместителя начальника по статистике Вычислительного центра Облстатуправления [ОД-51].

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 547 под названием "Здание старой биржи" (годы постройки: 1828 — 1934, арх. Боффо Ф. К.; Перестройка: 1871 — 1873, арх. Моранди Ф. О.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г.) [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (В здании 14 (ст. ст.) (27) января 1918 г. состоялись общие сборы рабочих, сельских, матросских и солдатских депутатов, на которой было провозглашено наступление Советской власти в г. Одессе) (Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.) [ОД-6/2009].

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Ланжероновский спуск / Польский спуск
Проект:Складские здания и сооружения
Этажность:2
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Перестроено Используется
Название/назначение:Склад
Склад (вроятно), ранее 1849 года. Перепланировка для ночлежного дома Общества ночлежных приютов, инж. Климов Д. Я., 1886 г. [ОД-3]

Согласно гравюре данное здание появилось ранее, чем дом Жерболини по Польскому сп., 6 — дом Жерболини датируется 1948 годом [ОД-72; Наблюдения].

Впоследствии Папудов приобрёл соседний участок Жерболини, а данный продал.


В 1883 году участок имел адрес Ланжероновская, 2 / Польский сп., 4, состоял в квартале LVIII Бульварного участка и принадлежал Кникеру [ОД-67].
В 1913 году по адресу Ланжероновская ул., 2 располагалось Общество для устройства дешёвых ночлежных приютов [ВО ОН/1914].

Здание является памятником № 403-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием "Здание склада Папудова (ночлежный приют)" (годы постройки: 1950 — 1952, арх. Круг Д. И.) и памятник истории местного значения (В здании жили: в 1891 г. российский писатель Горький А. М.; В 1897 г. — российский писатель Грин А. С.) (Решение Одесского Облисполкома № 580 от 27.12.1991 г.; Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Ланжероновский спуск / Польский спуск
Проект:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Боффо Ф. К.
Этажность:3
Начало строительства:1848
Окончание строительства:1848
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Дом Жерболини
Дом Жерболини, арх. Боффо Ф. К., 1848 г. Устройство трактира по заказу Ариадны Евстративны Папудовой, арх. Мазиров Д. Е., 1887 г. Перестройка туалетов для наследников Папудовой, арх. Мазиров Д. Е., 1893 г. Реконструкция галереи "Итис", подрядчик: ООО "Мегалайн", ІІ-я пол. 2000-х гг.

Дом Жерболини располагался на Польской улице, 6, а дом Папудова на Польской улице, 4 — оба на углу с Польским спуском. К концу ХІХ века дом Жерболини уже принадлежал Папудову, а первоначальный участок Папудова был отдан Кникеру, а затем перешёл Благотворительному обществу.

Вдова коммерции советника Ариадна Евстратьевна Папудова в 1887 году подала прошение на устройство из третьего окна от угла по Ланжероновскому спуску двери и входа в трактир с внутренней чугунной лестницей. Подписку о надзоре дал Д. Е. Мазиров. Разрешение получено 26.02.1887 г. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 244, л. 135].

В 1884 году в данном здании (Ланжероновский сп. 1/3) в доме Папудовой располагался приют Одесского общества для устройства дешёвых ночлежных приютов. Вторым приютом был Масовский [АКОГ/1885].

Ранее 1893 года участок принадлежал Ариадне Евстратьевне Попудовой, в 1893 году душеприказчиком умершей домовладелицы был генерал-лейтенант Андрей Дмитриевич Мартынов.

Генерал-майор Василий Дмитриевич Саблин (доверенный душеприказчика по духовному завещанию умершей вдовы коммерции советника Ариадны Евстратьевны Попудовой) в 1893 году подал прошение на перестройку ветхого трёхэтажного отхожего места в доме наследников Папудовой. Проект выполнил архитектор Мазиров Д. Е. Прошение возвращено на исправление 5.10.1893 г. (ст. ст.) с пометкой главного архитектора А. Э. Шейнса: «канализация не показана» [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 69, д. 434б, л. 17]. В этом году от распорядителей домом больше прошений подано не было.

1938: Контора водных буфетов черноморского бассейна ("Водтресткафе"), сп. Кангуна, 6 [ОО/1938].

В 1982 г. в здании располагался Черноморский комплексный отдел СКТБ Главморречстроя [ОД-51], ныне судоремонтная компания Черноморский центр проектно-конструкторских разработок.



В 1883 году участок имел адрес Ланжероновская ул., 1-3 / Польский сп., 6, состоял в квартале II Бульварного участка и принадлежал Папудовой [ОД-67].
В 1898 году участок принадлежал наследникам Попудовой [ВО/1899].



Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения № 402-Од под названием "Дом жилой Жерболини" (год постройки: 1841, арх. Боффо Ф. К.) (Решение Одесского Облисполкома № 580 от 27.12.1991 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Ваш комментарий

Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.