PhotoBuildings
Одесса, Приморська вулиця, (?); Провулок Чайковського, 1; Приморський бульвар, 5; Приморський бульвар, 8 / катерининська площа, 1; Приморський бульвар, 11; Приморський бульвар, (?)
Прислал Antique · Одесса

Информация о фото

Лицензия: Mark
Опубликовано 21.09.2015 23:13 MSK
Просмотров — 2462
Подробная информация

Оценка

Рейтинг: +2

Приморська вулиця, (?)

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Приморська вулиця
Серия:Православные храмы
Этажность:2
Строительство:1851—1861
Снесено/разрушено:1933
Стиль:Псевдорусский
Текущее состояние:Снесено
Название/назначение:Николаевская портовая часовня
Портовая часовня св. Николая, 1851—1861 гг. [ FB]. Ограда с садом около церкви, арх. Даллаква И. О., 1857 г. [ГАОО, ф. Ф-59, оп. 2, д. 1857; ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 272] [История Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, часть 4].

"По случаю новоучрежденнаго въ 1819 году крестнаго хода, ежегодно совершаемаго въ г. Одессѣ 22 Августа, для большаго украшенія сего хода святынею, выписаны были изъ разныхъ мѣстъ Россіи вѣрные списки съ чудотворныхъ иконъ, особенно чтимыхъ Русскимъ православнымъ народомъ, а также вѣрныя, сколько было возможно, живописныя изображенія великихъ святителей и угодниковъ всероссійскихъ. Когда, по окончаніи крестнаго хода, надлежало помѣстить гдѣ либо сіи иконы, то ни въ одной изъ Одесскихъ церквей не оказалось удобнаго и приличнаго для сего мѣста, а раздѣлить ихъ по разнымъ церквамъ значило бы лишить любителей церковной святыни утѣшенія видѣть ее во всей совокупности въ одномъ мѣстѣ. Отсюда по необходимости возникла мысль и желаніе устроить, для помѣщенія означенныхъ иконъ, особую часовню и поставить ее на приличномъ мѣстѣ. Мысль сія тотчасъ нашла у всѣхъ полное одобрѣніе. По распоряженію Одесскаго Градоначальника, тайнаго совѣтника А. И. Казначеева, основанному на предложеніи Высокопреосвященнаго Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго Іпнокептія, тогда же составленъ былъ планъ на предполагаемую часовню, который, по разсмотрѣніи его въ главномъ управленіи путей сообщенія и по одобрѣніи отъ Святѣйшаго Синода, удостоился Высочайшаго утвержденія въ 13-й день апрѣля. Отставной маіоръ ТроФіімъ Петровичъ Драгутинъ, движимый истинно-Русскимъ чувствомъ уваженія и любви къ святынѣ и примѣрнымъ усердіемъ на пользу города, для котораго онъ въ свое время немало потрудился съ честію, пожелалъ принять сооруженіе этой часовни на свой счетъ, и, но согласіи иа то мѣстнаго начальства, уже приступилъ къ заготовленію необходимыхъ матеріаловъ. Такимъ образомъ святыя иконы, собранныя съ немалою заботою изъ разныхъ мѣстъ неизмѣримой Россіи, вскорѣ обрѣтутъ для себя приличное помѣщеніе, а предположенная къ сооруженію часовня, представленная из приложенной къ заглавному листу Календаря виньеткѣ, украситъ нашъ городъ новымъ отличнымъ зданіемъ въ Византійскомъ стилѣ." [Новороссийский календарь/1950 (перепечатка заметки из "Одесский вестник, 1850 № 59")].

"Николаевская Портовая церковь — каменная, однопрестольная, преобразована из часовни, расширена по ходатайству Новороссийского и Бессарабского Генерал — Губернатора и 9 мая 1862 года освящена во имя Всех Российских Святых и Святит. Чуд. Николая. Прихожане русские" [ОД-75, С. 18].

"Свято-Николаевская приморская церковь, как известно, находится в ведении одесского управления карантинного округа. С проектируемым упразднение одесского карантинного округа, вместе с тем упраздняется и то учреждение, в ведении которого церковь по настоящее время находилась. В виду этого, настоятель церкви, протоиерей о. Иоанн Розов обратился в одесское портовое управление с предложением, в котором, указывая, что христианское население портовой территории весьма значительно и, кроме того, на временно пребывающих в гаванях порта пароходах и судах находятся далеко немалочисленный контингент лиц, прибегающих к церковным обрядам, просит причислить приморскую церковь к портовому управлению или-же ходатайствовать о том, чтобы сделать её самостоятельной приходской портовой церковью, без причисления её к какому-либо из приходов г. Одессы. Ходатайство о. Иоанна Розова, вероятно, получит полное удовлетворение, потому, что порт нуждается в собственной церкви и, если Приморская церковь будет причислена к какому-нибудь приходу, то тем самым духовные потребности наседения порта не будут во-время удовлетворяемы" [Газета "Одесские новости" № 2887 от 3.03.1894].

"Ложная тревога. Третьего дня, по случаю храмового праздника, Николаевская церковь была иллюминирована. Это показалось дежурному пожарному Бульварного участка подозрительным. Он поднял тревогу, команда поскакала на Приморскую улицу и убедилась, что пожара нет" [Газета "Одесские новости" № 2952 от 11.05.1894].

"Панихида по погибшим на пароходе "Владимир". Вчера протоиерей о. Иоанн Розов, настоятель Свято-Николаевской приморской церкви, совершал в ней заупокойную панихиду по погибшим на пароходе "Владимир", столкнувшемуся с итальянским пароходом "Колумбия" в 32-х милях от Тарханкута с 26 на 27 июня. В церкви было много молящихся в том числе и команда с парохода "Владимир". Небольшое надгробное слово произвело тяжкое впечатление — слышались сдержанные рыдания" [Газета "Одесские новости" № 2999 от 2.07.1894].

В 1906 году количество дворов в приходе было 106 1/4; прихожан: 425 мужчин и 438 женщин. причт по штату: священник и псаломщик, капитал причта 400 р. [ОД-75, С. 18-19].

Провулок Чайковського, 1

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Провулок Чайковського
Серия:Театры
Архитекторы:Фельнер Ф. (младший), Гельмер Г., Фрей Р., Цифферер Д., Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М., Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф., Моли
Этажность:5
Строительство:09.1883—10.1887
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Городской театр
Городской театр, проект: бюро «Фельнер Ф. и Гельмер Г.», 1880 г.; Надзор от проектного бюро: Фрей Р., затем Цифферер Д. (Zifferer Donat); Надзор от города: Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М.; Скульпторы проектного бюро: Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф.; Скульпторы от города: Натали Ф. А., Молинари М. Л., 1884 — 1887 гг.
— Ремонтные работы, арх. Ландесман С. А., 1917 — 1919 гг.
— Восстановление после пожара (произошёл в ночь на 15.03.1925), фор-проект: арх. Щусев А. В., проект: инж. Давыдов Н. А. при участии Нестурха Ф. П., 1926 — 1927 гг. [ВО/1926, С. 212; ОД-3].
— Ремонтно-восстановительные работы, арх. Кундерт В. И., 1942 г.
— Реставрация, реконструкция, модернизация и укрепление фундаментов, реставр. разд.: арх. Шаповаленко Н. А., Евангелиди Н. Ф., инж. Корнет И. И., Ясинский Р. И., 1964 — 1967 гг.
— Реставрация и усиление конструкций, арх. Дыховичная Н. А., инж. Быков Э. Н., общестроит разд.: инж. Снисаренко В. И., Катруца Ю. А., 1996 — 2007 гг. [ОД-1; ОД-3; ОД-9, С. 414].

-------------------------------------------------------

В 1870-х годах городской архитектор Цезарь Отон пригласил французского архитектора Феррана Ксавье принять участие в конкурсе на проект здания театра [ОД-1].

В 1880 театральная комиссия (по рассмотрению проектов театра) была возобновлена. Состав комиссии: Г. Г. Маразли, Е. И. Шульц, Н. А. Депп, С. И. Ралли, М. Е. Мевастопуло, М. И. Балихов, К. К. Сикард, позднее также адмирал Н. М. Чихачёв, С. Г. Зусман, А. Я. Новиков. [ОД-47, С. 20].

Проектные данные: стоимость 600 000 р., вместимость 1800 — 2000 чел.
Составление проекта поручено А. И. Бернардацци, в числе помощников архитектора был Ю. М. Дмитренко.

Так как известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума пренебрегая проектом Бернардацци обратилась к ним [Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октября 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", С. 27 — 29].

В коллекции ОИКМ хранится план городского театра датируемый 1880 годом, возможно проект выполнен А. И. Бернардацци — передняя часть здания полукруглая, с колоннадой в два этажа [Чертёж К-348; La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

Также коллекции ОИКМ хранятся планы городского театра выполненный бюро "Фельнер и Гельмер" [La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

12:00 16.09.1884 — закладка фундамента. В фундамент был установлен ящик "из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с. Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебрянные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийскоо университета за 1884 г.; городские газеты и пр." [Газета "Одесский листок", 1884, 18 сентября. — С. 2].

Архитекторы во главе с инж.-арх. А. И. Бернардацци, в том числе Ю. М. Дмитренко составляли эскизы, рабочие чертежи, расчёты, осуществляли надзор за постройкой [ОД-47, с. 37].

Доверенным подрядчика был архитектор Пикколон, который осуществлял надзор и руководил строительством. Скульптор Ф. Фридль выполнил аллегоричные композиции на фасадах [ОД-1].

"К постройке городского театра. Техник г. Гейман, командированный исполнительной театральной комиссией в Москву для ознакомления с электрическим освещением фирмы Ребикова, и в Варшаву — с ходом работ по изготовлению железных частей крыши городского театра фирмою "Лильпоп и Рау", возвратился в Одессу на днях, как передают "В. О. У.", представив комиссии свой подробный доклад." ["Одесские новости", № 201 за 15.08.1885].

В Одесском областном архиве хранилось дело от 8.06.1886 (ст. ст.) на 296 листов "О замощении Театральной площади, об устройстве подъездов к Городскому театру и о покупке для этой надобности гранитного камня" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 211]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 10.07.1886 (ст. ст.) на 63 листа "Об эксплуатации строящегося Городского театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 258]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 1.10.1886 (ст. ст.) на 25 листов "По вопросу о противопожарных мерах в Городском театре" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 354]. Дело утрачено.

10.10.1887 г. — открытие городского театра. Некоторые присутствующие на открытии дамы: княгиня Воронцова-Шувалова, Кич, Швендер, Мельницкая, Мартынова, Зеленая, Новосельская, Дмитренко (мать Ю. М. Дмитренко), баронеса Швахгейм (сестра Ю. М. Дмитренко) [ОД-47; Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октябрря 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", с. 29]. Стоимость постройки обошлась в 1300000 р. [ОД-9, С. 415]

В Одесском областном архиве хранилось дело от 4.03.1887 (ст. ст.) на 8 листах "Об избрании графа Михаила Толстого в члены Городской Управы; для заведования делом по эксплуатации Городского Театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 16].

"...фирма "Ганц", освещавшая театр, ценила дорого электричество и не сделала никаких улучшений" [Газета "Одесские новости" № 2875 от 17(1).(03).1894].

"Городской театр... Драматическая труппа, под управлением А. И. Сибирякова" ["Одесские Новости", № 6430 от 25.09.1904].

"Освещение городского театра.
В настоящее время в Городском театре идут спешные работы по переустройству электрического освещения, каковое должно быть сдано А. И. Сибирякову городской управой к открытию сезона, то есть к 15 сентября. Некоторые инженеры городской управы полагают, однако, что работы к сроку едва-ли будут выполнены, так как ешё оставалось работы очень много и что, поэтому, весьма возможно, что открытие оперного сезона в Городском театре будет отсрочено. Последнее обстоятельство предусмотрено договором города с господином Сибиряковым: в случае, если электрическое освещение не будет готово к 15 сентября, городское управление уплачивает господину Сибирякова по 2400 рублей за каждый день отсрочки" [Газета "Одесский листок" № 194, от 21.08.1913].

В [ОД-1] указано, что архитектор Ф. П. Нестурх принимал участие в восстановлении театра после пожара (вероятно того, который произошёл 15.03.1925) [ОД-1; ВО/1926, С. 212].

В 1927 году был составлен проект (29 страниц архивного дела) восстановления дымовых клапанов в театре им. Луначарского [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1043]. Дело сохранилось.

1929: Государственный оперный академический театр им. Луначарского [ВО/1930].
1938: Государственный оперный академический театр Оперы и Балета, Театральный пер., 1 [ОО/1938].

"Особенно похорошел театр после реставрации и реконструкции (1966 — 1967 гг.). Лучшие специалисты страны полностью обновили отделку здания, вернули первозданную красоту его лепке, позолоте, росписи, фрескам, усовершенствоали технику сцены. 6 ноября 1967 года театр вновь открылся. можно смело сказать, что это было поистинне второе рождение храма искусства" [Саркисян Константин Саркисович, Ставницер Михаил Фроймович. Улицы рассказывают... (2-е изд., перераб. и доп.) Одесса: Маяк, 1968 (сдано в набор 12.1.1968), С. 229].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 549 под названием "Здание Театра оперы и балета" (годы постройки: 1884 — 1887, арх. Фельнер Ф., Гельмер Г.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г. [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (На балконе здания 10 апреля 1944 г. был поднят флаг освобождения г. Одессы от фашистских захватчиков) (Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.) [ОД-6/2009].

• • •

"...по фасаду полукруга с обеих сторон — открытые балконы. Таких балконов во всём фасаде десять: восемь малых и два больших, с тремя просветами каждый. Кроме украшения и оживления фасада, балконы имеют целью доставление света и воздуха в фойе, с которыми они непосредственно соприкасаются. Имея несгораемый пол, эти балконы, на случай пожара могут служить убежищем для посетителей театра, который попадая в них, до подачи помощи извне, имея свободный доступ до наружного воздуха, находятся в полной безопасности... ...театр имеет двадцать входов и выходов. Кроме того для сцены и побочных помещений её имеются три отдельных выхода: два с Театрального переулка и один с Театральной площади...
Над главным портиком со стороны Ришельевской улицы возвышается на громадном пьедестале главная, наиболее живописная и эффектная группа, на которой изображена муза театра, в колеснице, запряжённой двумя пантерами. В левой руке у неё горящий факел, правая поднята вверх. По бокам её два гения с лавровыми венками в руках. Немного ниже на втором пьедестале, находятся две больших группы, олицетворяющие музыку и танцы. На правой изображена Терпсихора, обучающая молодую девушку танцам. Левая представляет Минотавра, который учит сидящего на нём Аполлона играть на лире. Наконец, внизу, по двум сторонам входа в портик со стороны Ришельевской улицы, установлены две большие группы, аллегорически олицетворяющие комедию и трагедию. Внизу расположены амуры с птичьими масками, а с другой стороны птица. На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут-же, её ног. В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел. На фасаде портика, над балконом, находятся два горельефных изображения — две Славы с венками в руках. Эти два украшения весьма изящны и исполнены прекрасно. Вокруг фасада передней части здания по фронтону расположены фигуры, изображающие амуров в разных позах, группами и в одиночку. Не забыты и корифеи русской литературы и музыки. По двум сторонам полукруглой части театра поставлены четыре бюста: Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Глинки. На крыше надсценной надстройки поставлена группа, изображающая двух ангелов, держащий герб Одессы...

Во всём (зрительном) зале снизу до потолка исключительно преобладают бархат, сатин, позолота. Первые пять рядов (партера), по принятому в заграничных театрах делению, носят название оркестра; далее идут девять рядов паркета и наконец восемь рядов собственно партера... Всех мест в партере 474... Бенуарных лож шестнадцать... Лож бель-этажа 29. Сначала находится по одной ложе авансцены по девяти мест каждая... Всех лож второго яруса 18. ...амфитеатр, при 226 местах имеет четыре выхода. Лож третьего яруса всего шесть. Остальное пространство занимает галерея.. всех мест в галерее 336. Галерея устроена слишком хорошо, можно сказать роскошно. Не говоря уже о том, что посетители райка имеют отдельные занумерованные места, вседствие ченго на галерею можно запускать лишь определённое число зрителей, по числу мест, — сами места устроены в виде кресел с откидными деревянными сидениями, с высокими обитыми бархатом спинками и ручками по бокам. Всех мест в театре 1590.

Средняя часть потолка занята четырьмя большими картинами, чрезвычайно мастерски и художественно исполненными венским художником Лефлером. Сюжеты для картин взяты из четырёх произведений великого английского драматурга Шекспира: "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Зимние сказки" и "Что вам угодно". Эффектным украшением потолка служит центральная бронзовая люстра, освещаемая электрическим светом. Чтобы покончить с зрительным залом, нам остаётся сказать ещё несколько слов об отделении для оркестра. И здесь мы видим отступление от общепринятого устройства в наших театрах. В то время, как в большинстве театров оркестр находится на виду зрителей, в новом театре он скрыт в углублении, так что виден только дирижёр. Самое помещение оркестра просторно и удобно.
Водоснабжение театра устроено вполне целесообразно. Кроме проводов воды в уборные, клозеты, в побочные помещения сцены и вообще, так сказать, для постоянного потребления, есть много проводов, предназначенных исключительно для охранения безопасности от пожара. В каждом фойе посетители театра замечают небольшие деревянные застекленные ящики, в которых помещаются пожарные краны со шлангами, длинной от шести до семи сажень. Таких пожарных кранов имеется по три в каждом фойе. Подле каждого пожарного крыла находится дежурный пожарный служитель, который, в случае пожара в ближайшей от него части театра, немедленно открывает пожарный кран и в то же время сигналом посредством электрического провода, устроенного тут-же подле пожарного крана, в стене, даёт знать наряду пожарной команды, находящемуся в особом помещении подле сцены, как наиболее опасной в пожарном отношении части здания. Всего-же во всём театральном здании устроено 34 пожарных крана. Но этим не ограничиваются противопожарные приспособления в городском театре. Самым опасным местом в театре в пожарном отношении является сцена, на которой сосредоточено наиболее горючего и легко воспламеняющегося материала. Поэтому, кроме всевозможных мер предосторожности и предохранительных приспособлений, сцена отделена от остальных побочных помещений её несгораемыми стенами и железными герметически запирающимися дверьми. От зрительного зала сцена отделяется двойной железной занавесью, устроенной из волнистого листового железа, которая, в случай пожара на сцене, немедленно опускается и совершенно изолирует сцену от зрительного зала, в который не может проникать не только огонь, но и дым. Для опускания этой занавеси достаточно 34 секунды; для поднятия-же её требуется 3 1/2 минуты. Каждый спектакль занавес подымается и опускается на глазах у зрителей. Делается это для убеждения присутствующих в театре в полной безопасности их на случай пожара на сцене. Если ко всем этим предосторожностям мы прибавим, что театр освещается электрическим светом и что, таким образом, из театра устранена главная причина пожара — освещение газом или театра устранена главная причина пожара — освещение газом или осветительными минеральными маслами, то с положительностью можно сказать, что в пожарном отношении одесский городской театр является наиболее безопасным. Кроме того в театре имеется такая масса широких и удобных выходов, сообщающихся непосредственно с улицей, что публика скоро и в безопасности может выйти из театре.
Употребляемые для освещения дуговые лампы доставляют свет силой в 600 свечей каждая. Калильные лампы двух родов: в 50 и в 16 свечей каждая. Для наружного и внутреннего освещения театра установлено всего 11 дуговых ламп, 504 калильных в 50 и 1398 в 16 свечей в каждой. При полном освещении театра, внутреннем и внешнем, эти лампы способны дать количество света, равное силе света более 500.00 свечей. Собственно для освещения зрительного зала установлено 292 калильные лампочки в 16 свечей, следовательно, сила света в зале, при полном освещении, равняется 4.672 свечам.
Общая стоимость собственно театрального здания с электрическим освещением определяется в 1285.000 руб." [ОД-72, Ч. І — С. 131, 135, 139, 141, 143].

"ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, 1884—1887 гг. (ул. Ласточкина, 8). Расположен на одной из центральных площадей города, играет важную роль в силуэте Одессы со стороны моря. Авторами сооружения являются венские архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер, по проектам которых построены театры во многих городах Европы (Вене, Будапеште, Дрездене, Загребе и др.). Закладка состоялась 16 сентября 1884 г., торжественное открытие—10 октября 1887 г. Составление рабочих чертежей и наблюдение за работами производили местные архитекторы А. И. Бернардацци, Ю. М. Дмитренко и Ф. В. Гонсиоровский. Работы велись подрядным способом
из местных строительных материалов.
В марте 1925 г. возник пожар, в результате которого полностью сгорела сцена и пострадал зал. В сжатые сроки театр был восстановлен, и уже через год возобновил спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений. Чтобы остановить осадку здания, вызвавшую образование трещин в несущих конструкциях сооружения, в 1955—1956 гг. были выполнены работы по укреплению основания театра путём его силикатизации жидким стеклом.
Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от немецко-фашистских захватчиков.
Здание в стиле ренессанса с элементами барокко, украшено скульптурными группами и масками. Стены возведены из местного кирпича, — из плит камня; оштукатурено. 8 плане из подковообразного зрительного зала охватывающими его галереями, фойе и прямоугольной сценической части с подсобными помещениями. По продольной оси здания — двухъярусный с высоким аттиком портал главного входа, по поперечной — трёхаркадные галереи боковых входов. Планировка радиальная — из центра по радиусам в разных направлениях проложены проходы, ведущие к выходу. Лестницы, непосредственно ведущие к театральному выходу, также имеют ярусы. Перекрыто здание системой металлических ферм, покрытие цинковое. Покрытие зрительно¬го зала напоминает поверхность части эллипсоида, отсечённого плоскостями по горизонтальным и вертикальным осям симметрии, оно увенчано круглым фонарём с куполом, завершённым невысоким шпилем.
Цокольный и первый этажи со строгой рустованной поверхностью стен, скромно украшенные только колоннами тосканского ордера в лоджиях, образуют одно целое и представляют собой в архитектурном отношении статическую основу сооружения, на которую опирается легкий, с утонченной обработкой деталей второй этаж с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами ионического ордера. В круглых нишах по сторонам лоджий установлены скульптурные бюсты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и М. И. Глинки. Особенно эффектна большая центральная лоджия над главным входом со спаренными колоннами по сторонам. Аллегорическая скульптурная композиция из белого камня, которая отражает все виды театрального искусства, играет большую роль в решении эстетического образа здания (скульпторы Ф. Натали и Ф. Фридль, лепные работы Л. Стрикциуса под руководством Ф. Этеля). Центральное место на аттике портала главного входа отведено Мельпомене — одной из девяти греческих муз, покровительнице трагедии.
Скульптурные группы, размещённые на высоких постаментах по обе стороны главного входа, созданы по мотивам древнегреческой драматургии: слева изображена сцена из трагедии Эврипида «Ипполит», справа — сцена из комедии Аристофана «Птицы».
Интерьер обработан в стиле позднего рококо. Две парадные лестницы ведут из фойе в ложи. Удобно и красиво оформлен пятиярусный зри¬тельный зал на 1560 зрительских мест. Художественный эффект оформления зала достигнут широким применением дорогих облицовочных материалов, позолоты, скульптуры, светильников. Кресла обиты малиновым бархатом. Боль¬шая бронзовая люстра с хрустальными подвеска¬ми образует композиционный центр плафона, разбитого на восемь панно, расписанных венским худож. Лефлером. В четырёх из них поданы композиции сцен из произведений В. Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка», «Двенадцатая ночь», на остальных изображены летящие амуры. Площадь сцены
500 кв. м, арьерсцены — 200 кв. м. ширина портала 15 м, высота— 12. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа. Для освещения здания впервые в Одессе было применено электричество.
Здание театра в своё время считалось одним из лучших в мире, оно и теперь не потеряло своего значения и является главной достопримечательностью города.
До Великой Октябрьской социалистической революции в театре ставились драматические и оперные спектакли; дирижировали П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн, Н. А. Римский- Корсаков, Э. Ф. Направник, А. К. Глазунов; в гастрольных спектаклях пели Ф. И. Шаляпин, Н. Фигнер, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, М. Баттистини; танцевали А. П. Павлова, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская; в драматических спектаклях играли М. К. Заньковецкая, М. К. Садовский, П. К. Саксаганский, В. Ф. Комиссаржевская, Сара Бернар, Эмонору Дузе и др.
В 1965—1967 гг. реконструировано оборудование сцены с использованием последних достижений техники. Механизирован труд работников сцены, установлен электронно-кибернетический регуля¬тор с запрограммированным управлением художественного освещения сцены. Реставрированы художественные и лепные украшения, скульптура, заново наложена позолота, восстановлены полы, двери, мебель. Воссоздан занавес перво¬начального рисунка. Работы выполнялись Украинскими специальными научно-реставрационными производственными мастерскими, Главчерноморстроем, позолотчиками из Москвы, скульпторами из Ленинграда, краснодеревщиками из Одессы." [ОД-103, С. 262-263].

Приморський бульвар, 5

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Приморський бульвар
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Боффо Ф. К.
Этажность:3,5
Начало строительства:1824
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Изменение назначения Не используется (заброшено)
Название/назначение:Дом Брозина
Дом Брозина, арх. Боффо Ф. К., 1823—1826 гг. [ОД-3]. Переделка фасада трёхэтажного дома Абрама Гинберга и Альвина Лерхе, арх. Шеврембрандт Г. К., 1892–1893 гг. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 68, д. 294, лл. 1-2; Надпись на табличке].

В 1884 году на участке располагалась канцелярия Одесского генерал-губернатора, с основным адресом по бульвару, но входом с переулка [АКОГ/1885].

Справа от входа расположена табличка из белого мрамора с надписью:
«Г. К. Шеврембрандтъ
архитекторъ
1892 — 1893.»

Над окнами третьего этажа в медальонах начертана буква «L», что означает фамилию владельца Lerche.

«Барские квартиры на Бульваре д. Лерхе. Об условиях справиться, Еврейская, д. № 14, кв. № 7. Объявление № 2033-Г-1» [Газета «Одесские новости", № 2887 от 3.03.1894].

Сохранились листы переписи населения города Одессы 1897 года для владения по Воронцовскому пер., 9 и Николаевскому бульв., 5, дом Лерхе. Постоянно на участке проживало 38 лиц мужского пола и 50 лица женского пола [ГАОО, ф. 2, оп. 8, д. 333].

«Памятник архитектуры на Приморском бульваре за счет города избавили от опасной лепнины: когда его отреставрируют, неизвестно» (19.05.2020). Сайт СМИ «Думская».

1929: Королевское итальянское генеральное консульство, бульв. Фельдмана, 5 [ВО/1930].

"Жилой дом, 1823—1826 гг. (Приморский бульв., 5). Первоначально был сооружён в стиле классицизма, трёхэтажный с подвалом, прямоугольный в плане, средняя часть доминировала над боковыми и венчалась со стороны Приморского бульв, треугольным фронтоном. В первой половине XIX в. были пристроены два флигеля, вытянутые вглубь двора.
В конце XIX в. по проекту архит. Г. К. Шеврембрандта здание перестраивается в стиле ренессанса, в средней части на месте фронтона создаётся мезонин, со стороны двора пристраивается лестничная клетка, меняется декор главного фасада.
Возведён из камня-ракушечника, оштукатурен, прямоугольный в плане с прямоугольным выступом лестничной клетки со стороны двора. Перекрытия плоские, подвала — лучковые и полуциркульные своды, первоначальная планировка не сохранилась.
Флигели четырёхэтажные с подвалом, вытянуты вдоль двора." [ОД-103, С. 256].

• • •

В 1875 году участок имел адрес Бульварная ул., 5, состоял в квартале CX Бульварного Полицейского участка и принадлежал Виленцу [ОД-73].
В 1883 году участок, состоял в квартале CX и принадлежал Гринбергу [ОД-67].
В 1884 году участок имел адрес Николаевский бул., 5 / Воронцовский пер., 9 и принадлежал Гринбергу [АКОГ/1885, С. 37].
В 1895 году участок принадлежал Лерхе [ОД-84].
В 1898 году участок принадлежал А. Лерхе [ВО/1899].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 1458/5 под названием «Дом доходный Лерхе» (годы постройки: 1823—1826; Перестройка: 1895 г., арх. Шеврембрандт Г. К.) и входит в состав комплекса «Приморский бульвар» (Постановление Совета Министров Украины № 442 от 6.09.1979 г.) [ОД-6/2009].

Приморський бульвар, 8 / катерининська площа, 1

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Катерининська площа / Приморський бульвар
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Мельников А. И., Боффо Ф. К.
Этажность:3
Строительство:1827—1830
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Дом И. Завадского — "Петербургская" гостинница
Дом И. Завадского, проект: арх. Мельников А. И., доработка: Боффо Ф. К., строительство: Боффо Ф. К., 1827 — 1830 гг.
— Замена 5 старых оконных рам новыми в доме одесского купца Иполлита Вереля, получение разрешения: Отон К., 1878 г. [ГАОО, ф. 16, оп. 54, д. 313, л. 293].
— Переделки для Августа Вереля, 1885–1886 гг. [ГАОО, ф. 16, оп. 61, д. 103, л. 88].
— Пристройка части здания со стороні площади и аркой проезда в ней, вероятно 1880-е гг. [Наблюдения].

В экспозиции ОИКМ хранится литография памятника герцогу де Ришелье, где данное здание имело отступ от соседнего дома по Екатерининской площади перед проездом во двор. Справа от проезда располагался двухэтажный флигель [La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

В 1832 году в здании открылся отель I-го класса «Петербургский» [ОД-72, С. 117], где размещался до самой Октябрьской революции. Адрес в 1884 году: Екатерининская пл., 1, гостиница І-го класса «Санкт-Петербургская» [АКОГ/1885]. В 1903 году владелец гостиницы — Ж. Кошуа [ВО/1904-1905]. К 1906 году гостиница стала называться «Петербургская», владелец в 1907 году — Г. И. Доди, он же владел гостиницей и в 1913 году [ВО/1907; ВО/1908; ВО ОН/1911; ВО ОН/1914].

1882: «Санкт-Петербургская гостиница, комфортабельная, на Николаевском бульваре; прислуга объясняется на русском и иностранном языках. Хороший ресторан» [ОД-83, С. 156].

Август Верель 8.11.1885 (ст. ст.) составил прошение на выделение места на тротуаре под склад стройматериалов временно на полукруге Николаевского бульвара возле дома Петербургской гостиницы для переделок [ГАОО, ф. 16, оп. 61, д. 103, л. 88].

Действительный статский советник князь Ю. Е. Гагарин в 1893 году подал прошение на сооружение двух конюшен и двух сараев на по адресу Екатерининская площадь, 1. Разрешение получено 26.06.1893 (ст. ст.) [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 69, д. 434, л. 211]

«Порядки в Петербургской гостинице. Редкий месяц проходит, чтобы в Петербургской гостинице не произошло какого-нибудь несчастья. Вчера в помещении гостиницы произошёл следующий печальный случай. Прачка А. Григорьева, отправившись на чердак для сушки белья, вследствие неисправности лестницы, свалилась вниз и получила настолько серьёзные ушибы, что её пришлось отправить в городскую больницу» [Газета «Одесские новости», № 3004 от 7.07.1894].

Сохранились листы переписи населения города Одессы 1897 года для владения по Екатерининской ул., 1 / Николаевскому бульв., 8. Постоянно на участке проживало 27 лиц мужского пола и 14 лиц женского пола [ГАОО, ф. 2, оп. 8, д. 611].

"Вчера прибыл в Одессу известный художник профессор Императорской академии художеств А. И. Куинджи, остановившийся в "Петербургской" гостинице." ["Одесские Новости", № 6370 от 20.07.1904].

В газете Вечерняя Одесса от 30.08.1924 вышла заметка «Дома — рабочим» о передаче в аренду союзу водников дома № 1 по пл. Карла Маркса (бывшая гостиница) [Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].

В 1982 году в здании размещалось Управление морского пассажирского пароходства Черноморского морского пароходства [ОД-51].

В июле 2018 года было получено разрешение № ІУ 113182011875 на строительные работы: «Ремонтно-реставраційні роботи пам'ятки архітектури національного значення, розташованої за адресою: м. Одеса, бул. Приморський, 8 ріг пл. Катеринської, 1; Одеська обл., м. Одеса, бул. Приморський, 8 ріг пл. Катеринської, 1», заказчик: Управілння капітального будівництва Одеської міської ради, проектировщик: Товариство з обмеженою відповідальністю «Науково виробничий центр „Екострой+“», подрядчик: Товариство з обмеженою відповідальністю «УКРСПЕЦПРОЕКТ», авторский надзор: Тихоню Сергій Анатолійович, технический надзор: Паровик Генадій Миколайович [ДАБІ].

• • •

Место № 761/818 в LXXI кв.
В 1875 году участок имел адрес Бульварная ул., 8, состоял в квартале LXXI Бульварного Полицейского участка и принадлежал Верелю [ОД-73].
В 1883 году участок имел адрес Екатерининская, 1, состоял в квартале LVIII и принадлежал Вереллю (Верелю) [ОД-67].
В 1884 году участок имел адрес Екатерининская ул., 1 и принадлежал Верелю [АКОГ/1885, С. 109].
В 1895 году участок принадлежал Вернетте [ОД-84].
В 1898 году участок принадлежал Ж. Кошуа и имел адрес Екатерининская ул., 1 / Николаевский бул., 8. Площадь участка составляла 514 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1900].
В 1900 году участок был разделён на три части и принадлежал Ж. Кошуа, Ю. Гагарину и Е. Гагарину [ВО/1901].

"«ПЕТЕРБУРГСКАЯ» ГОСТИНИЦА, 1833 г. (Приморский бульв. 8). Построена по проекту архитекторов А. И. Мельникова и Ф. К. Боффо. Стремясь создать индивидуальный образ сооружения, Боффо внёс изменения в проект А. И. Мельникова — заменил ионический ордер капителей вогнутого фасада на коринфский и ввёл лепной фриз. В остальном архитектурный декор фасада не отличается от здания Присутственных мест.
Здание построено 8 стиле классицизма из камня-ракушечника, полукруглое, вогнутое в плане, с прямоугольными крыльями вдоль бульвара и ул. Карла Маркса, трёхэтажное. Перекрытия плоские, 8 подвалах — полуциркульные своды. Первый этаж оформлен рустом, в вогнутой части — пятипролётной аркадой с лоджией, а в верхних этажах — пилястрами коринфского ордера. Окна второго этажа обрамлены наличниками с сандриками на кронштейнах, вдоль всего фасада протянут богато орнаментированный лепной фриз. Здание венчает каменная балюстрада.
В гостинице в 1846 г. останавливался великий русский критик В. Г. Белинский, о чем свидетельствует мемориальная доска.
В здании размещены морские пассажирские кассы, главное морское пассажирское агентство, клуб юных моряков и жилые квартиры." [ОД-103, С. 252].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 544 под названием «Дом Завадовского (Гостинница „Петербургская“)» (год постройки: 1830, арх. Мельников А. И., Боффо Ф. К.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г.) [ОД-6/2009].

Здание является памятником истории местного значения. В гостинице жили:
В 1831–1836 гг. жил Брюллов К. П.;
В 1843 г. жил актёр Молчанов П. С.;
В 1846 г. в здании жил литератор Белинский В. Г.;
В 1847 г. жил венгерский композитор и пианист Лист Ференц;
В 1849 и 1850 гг. жил поэт Вяземский П. А.;
В 1860 г. Российский драматург Островский А. М.;
В 1867 г. жил американский писатель Твен Марк;
В 1868 г., 1869 г. и в 1879 г. в здании жил польский скрипач и композитор Венявский Генрик;
В 1869 г., 1871 г. и 1882 г. в здании жил Сарасате Пабло — испанский скрипач и композитор;
В 1879 г. в здании жили композитор Мусоргский М. П. и художник Мясоедов Г. Г.;
В 1881 и 1892 гг. в здании жила французская актриса Бернар Сара;
В 1885 г. в здании жили актёр Щепкин М. С., химик Бутлеров О. М., механик Жуковский М. Е.; доктор математики Ковалевская С. В.;
В 1890 р. в здании проживал поэт Майков А.;
В 1890 г. в здании проживал армянский актёр Адамян Петрос;
В 1899 и 1911 гг. в здании проживал художник В. Д. Поленов;
В 1900 г. в здании проживал итальянский певец Энрико Карузо;
В 1913 г. в здании проживал российский композитор, пианист Рахманинов С. А.
(и прочие.) — Решение Одесского Облисполкома № 480 от 15.08.1985 г.; Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.; Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1985 г. [ОД-6/2009].

Приморський бульвар, 11

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Приморський бульвар
Серия:Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Боффо Ф. К.
Этажность:2
Начало строительства:1827
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Перестроено Используется
Название/назначение:Дворец П. Лопухина
Дом Павла Петровича Лопухина, арх. Боффо Ф. К., 1827 г. [ОД-3].
— Надстройка третьего этажа на домом одесского купца Ивана Каруты, арх. Боффо Ф. К., 1851–1853 гг. [ГАОО, ф. Ф-59, оп. 2, д. 1626; ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 194; ОД-3].
— Реконструкция для гостиницы «Лондонской», арх. Дмитренко Ю. М., подрядчик: Гайдуков Ф. О., 1898–1899 гг.
— Реконструкция, 1983-1986 г. [ОД-3].
— Реставрация зала ресторана, арх. Мотырева Н. Н., Пилявский В. А., 1988 г. [ОД-3].

В [ОД-1] указано, что для владельца дворца также была сооружена беседка на склоне.

Светлейший князь Павел Петрович Лопухин (1788–1873). 30.10.1833 (стиль?) во Флоренции сочетался с браком с Жанной Ивановной Алопеус (в девичестве фон Венкстерн) (1786 — 1869) [Сайт "Родовід», запись № 208232]. В 1835 году они переехали в собственное имение в Корсуне.

В ОД-3 упомянуто участие Ф. А. Троупянского в реконструкции 1898 года, однако документально это не подтверждено.

В 1875 в здании размещалась гостиница «Лондонская», в 1877 году она временно была закрыта (возможно на реконструцию) [ОД-73; АКОГ/1877].
В 1885 году по адресу Николаевский бульв., 11 размещалась гостиница I-го класса «Лондонская» [ОД-73; АКОГ/1885].
31.12.1899 г. — освящение гостиницы «Лондонская» после реконструкции здания.

„Вчера утром состоялось освящение, а в 12 ч. ночи последовало и открытие новой первоклассной гостиницы, сооруженной на Николаевском бульваре на месте, где раньше помешалась «Лондонская» гостиница. Вновь открытая «Лондонская гостиница Ящук» по своему устройству, богатству отделки, обстановки должна занять первое место среди местных гостиниц. Она построена по типу больших европейских гостиниц и напоминает «Бристоль» в Берлине. Сооружение гостиницы, обстановка ее и оборудование обошлось в 765 тыс. руб. Сооружена новая гостиница по планам и проекту архитектора Ю. М. Дмитренко, который специально для этого ездил за границу. Занимает эта гостиница три этажа, вмещающих, кроме помещений администрации, служб, 64 роскошно обставленных номера в одну, две, три и пять комнат. Все помещения расположены коридорами. В каждом этаже устроены помещения для читален с различными журналами и газетами. Устроена подъемная машина. Отопление пароводяное, освещение электрическое. Везде мрамор, дорогие ковры, цветы, телефоны и проч. Вчера гостиница была осмотрена и. д. од. Градоначальника гр. П. П. Шуваловым. В 12 ч. ночи в помещении новой гостиницы был устроен обед по случаю ее открытия. Несколько номеров было занято уже вчера“ [Газета «Одесские новости», 1900, 1 января].

В 1900 году гостиница называлась «Лондонская-Ящук» [ВО/1901]. В 1903 году владелец гостиниц «Европейская» и «Лондонская» — А. В. Магенер [ВО/1904-1905]. К 1907 году Магенер владел только «Лондонской» гостиницей [ВО/1908]. В пределах 1908 — 1910 годов владельцами гостиницы стала Южно-русская артель официантов, которой также принадлежала гостиница «Северная», они же владели данными гостиницами и в 1913 году [ВО/1908; ВО ОН/1911; ВО ОН/1914].

Одесский купец первой гильдии В. А. Анатра в марте 1906 года подал прошение на прорезку двери в заднем дворе дома в первом этаже на Николаевском бульв., 11. Разрешение выдано 17.03.1906 (ст. ст.) [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 82, д. 500, л. 75].

Во дворе гостиницы размещалась статуя «Диана» работы скульптора Б. В. Эдуардса, по состоянию на 1983 год она всё ещё располагалась во дворе, позднее — исчезла.

В 1897 году по адресу Николаевский бульв., дом Ралли располагалась контора Общества черноморского дунайского пароходства [АКОГ/1898].

1938: Гостиница «Лондонская» и одноимённый ресторан сети «Интурист», бульв Фельдмана, 11 [ОО/1938].

"«Лондонская» гостиница, XIX в. (Приморский бульв., 11). Построена в 1827 г. как особняк, двухэтажный, П-образный в плане, с полуротондой по оси здания со стороны двора. В 1851 г. архит. Ф. К. Боффо надстраивает третий этаж, при этом декор фасадов в стиле классицизма сохраняется. В 1898—1899 гг. архит. Ю. В. Дмитренко достраивает здание и приспосабливает под гостиницу: к правому крылу со стороны хозяйственного двора пристраивает трёхэтажный флигель, полностью изменяет декор фасадов; на месте полуротонды размещает парадную лестницу на второй и третий этажи, вход устраивает по оси здания, двор разделяет стеной, в основной части двора возводит галерею.
Дом в стиле раннего итальянского ренессанса, возведён из камня-ракушечника, оштукатурен, трёхэтажный с подвалом, в плане в виде неправильного прямоугольника с внутренним двором и флигелем сложной конфигурации со стороны хозяйственного двора. Планировка коридорная с односторонним размещением помещений. Перекрытия плоские, подвала — лучковые и полуциркульные своды.
С двух сторон двора аркадная застеклённая галерея. Фасады рустованы, завершены широким карнизом, увенчаны парапетом.
В интерьере вестибюль, парадная лестница и зал ресторана украшены колоннами коринфского ордера из искусственного мрамора." [ОД-103, С. 257-258].

• • •

Места № 761 и № 763 в LXXI квартале
В 1875 году участок имел адрес Бульварная ул., 11, состоял в квартале LXXI Бульварного Полицейского участка и принадлежал Ралли [ОД-73].
В 1883 году участок состоял в квартале LVIII и принадлежал Ралли [ОД-67].
В 1895 году участок принадлежал Ралли [ОД-84].
В 1898 году участок имел адрес Николаевский бул., 11 и принадлежал В. Анатра [ВО/1899].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 1458/8 под названием «Дворец Лопухина, Ралли, гостинница „Лондонская“» (годы постройки 1827, арх. Боффо Ф. К.; Перестройка, арх. Дмитренко Ю. М., 1898 — 1899 гг.) и входит в состав комплекса «Приморский бульвар» (Постановление Совета Министров Украины № 442 от 6.09.1979 г.) [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (в здании жил в 1861 г. критик Добролюбов М.; В 1882 г., 1891 г. и 1893 г. в здании жил композитор и пианист Рубенштейн А.; В 1902 г. в здании жил певец Шаляпин Ф. И.; В 1902 г. в здании жил российский писатель Андреев Л. М.; В 1902 г. жил критик Собинов Л.; В 1902 г., 1915 г. и 1924 гг. в здании жил писатель Толстой А.; В 1913 г. в здании жил актёр кино Линдер Макс; В 1913 г. в здании жила американская танцовщица Дункан А.; В 1920 г. и 1925 гг. в здании жил народный комиссар образования РСФСР Луначарский А.; В 1924 г., 1926 г. и 1928 г. в здании проживал поэт Маяковский В.; В 1925 г. в здании проживала съёмочная группа к/ф «Броненосец Потёмкин» во главе с режиссёром Эйзенштейном С. М., кінорежисером Олександровым Г., оператором Тиссе Е. К.;В 1926 г. в здании проживал народный комиссар иностранных дел Чичерин Г.; В 1927 г. проживали композиторы Глазунов О., Прокофьєв С., Шостакович Д.и прочие.) (Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1985 г.) [ОД-6/2009].

Приморський бульвар, (?)

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Приморський бульвар
Серия:Рестораны, кафе, закусочные, шашлычные, пивные бары
Этажность:2
Реконструкция:1880
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Изменение назначения Снесено
Название/назначение:Платформа буфета
Платформа буфета, II-я пол. ХІХ в. Павильон буфета, 1880 г.
Реконструкция городского буфета для арендаторов "Енни Ф. и Ко", арх. Прохаска В. И., предполагаемый надзор: Лонский Г. Ф., фактический надзор: Прохаска В. И., 1906 г. [ГАОО].
Музыкальный павильон при ресторане для Южнобережной Артели Официантов, 1911 г. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 87, д. 445, л. 115]. Устройство стеклянных защитных рам от непогоды, проект: 1912 г. Работы по устройству рам: кон. 1912 — нач. 1913 г.

В Одесском областном архиве хранится дело от 21.06.1880 (ст. ст.) на 14 листах "О постройке павильона для буфета и музыки на Николаевском приморском бульваре" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 56, д. 770]. Дело сохранилось.

В Одесском областном архиве хранится дело от 7.02.1891 (ст. ст.) на 13 листах "О павильоне на Николаевском бульваре и о деревянной террасе на первом уступе контрфорсных стен Николаевского бульвара, устроенной арендатором буфета" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 67, д. 152]. Дело сохранилось.

Ресторан показан на гравюре в ОД-72, Ч. І — С. 33 (издание 1894 года).

В описи ГАОО за 1895 год упоминается дело ф. Ф-16, оп. 71, д. 426 от 12.06.1895 "Об отдаче в аренду павильона на Николаевском бульваре, для содержания летнего буфета с 1 января 1896 г. по 1901 г. В. Литвиненко".

Торговый дом Ф. Энни и Ко по доверенности потомственного почётного гражданина Василия Ивановича Ансельма 13.02.1906 (ст. ст.) составил, а 14 февраля подал прошение на перестройку павильона, террасы, кухни и служб для городского буфета на Николаевском бульваре, арендуемого торговым домом. Проект представлен на 4-х листах. Проект был утверждён 27.02.1906 за № 5569 а разрешение от 28.03.1906. Подписку дал Г. Ф. Лонский 1.03.1906. Однако 29.03.1906 подписку дал В. И. Прохаска. От города особое наблюдение за постройкой было поручено С. А. Ландесману [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 82, д. 500, л. 26-32].

Торговый дом Ф. Енни и Ко в Одессе 23.10.1906 (ст. ст.) подал прошение с проектом на устройство вентиляции для ресторана на Николаевском бульваре. 27 числа было отмечено, что по рассмотрению городской управой необходимо проект представить градоначальнику. Однако дальнейшие действия не отмечены, проект не утверждён и неизвестно рассматривался ли вообще [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 82, д. 500, л. 33].

"В городскую управу поступил за последнее время ряд предложений о желании снять в аренду буфет на Николаевском бульваре. Управа постановила не входить в рассмотрение их по существу, пока каждый из претендентов не внесёт по 10 тысяч рублей залога." [Газета "Одесские новости" № 8319 от 15.01.1911].

"Вчера в городской управе происходила сдача в аренду ресторана на Николаевском бульваре. Буфет сдан городской управой южно-бережной артели официантов, предложившей наивысшую цифру — 25500 рублей — из 3 лиц, подавших заявления. Ресторан сдан сроком на 5 лет." [Газета "Одесские новости" № 8329 от 27.01.1911].

1938: Ресторан треста столовых, бульв. Фельдмана [ОО/1938].

Параметры съёмки

Показать весь EXIF

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.