PhotoBuildings
Одесса, рішельєвська вулиця, 4 / Дерибасівська вулиця, 12; Рішельєвська вулиця, 2 / ланжеронівська вулиця, 13; Дерибасівська вулиця, 10 / рішельєвська вулиця, 3; Дерибасівська вулиця, 14; Провулок Чайковського, 1; Дерибасівська вулиця, 14 / катерининська вулиця, 17
Прислал Antique · Одесса

Информация о фото

Лицензия: Mark
Опубликовано 21.09.2015 22:33 MSK
Просмотров — 2410
Подробная информация

Оценка

Рейтинг: +1
timo44+1

рішельєвська вулиця, 4 / Дерибасівська вулиця, 12

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Рішельєвська вулиця / Дерибасівська вулиця
Серия:Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Торичелли Г. И.
Этажность:2
Снесено/разрушено:01.1912
Текущее состояние:Изменение назначения Снесено
Название/назначение:Доходный дом Кирико
Дом Кирико, арх. Торичелли Г.И. 1830-е гг.
— Реконструкция для Новиковых, арх. Жуковский И. А., 1874 г.
— Двухэтажная пристройка с двухскатной железной крышей во дворе коммерции советника Александра Яковлевича Новикова, надзор: Гонсиоровский Ф. В., 1878 — ? гг. [ГАОО, ф. 16, оп. 54, д. 313, лл. 214-215].
— Снесён в 1912 году.

«Меняльная контора Грубера. На углу Дерибасовской и Ришельевской улиц в д. Новикова» [газета «Ведомости Одесского Градоначальства», № 104 от 16.06.1873]. Впоследствии в доме Вагнера открылась банкирская контора И. Грубера. Меняльная контора Грубера в доме Новикова ещё действовала в 1878 году [газета «Ведомости Одесского Градоначальства», № 101 от 01.06.1878].

В 1890 году в угловой части здания размещался галантерейный магазин и склад гаванских сигар «Петрококино и Гумель» [АКОГ/1891; Facebook: фрагмент фотографии]. В 1896 году фирма Петрококкино переехала в собственное здание универмага на Греческой ул., 28.

В 1890 году в доме проживал одесский 2-й гильдии купец Людвиг Левенталь, оптик [ОД-101, С. 82].

М. Зайсер (Вайсер) в 1893 году подал прошение на понижение окон и перемену рам магазина Ж. Блока в доме Новикова. Разрешение получено 4.10.1893 (ст. ст.) [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 69, д. 434б, л. 67].

В 1898, 1903 годах на втором этаже крыла по Дерибасовской размещалось фотоателье И. А. Антонопуло [ВО/1899; ВО/1904-1905].

«Торговый дом Д. Барам и К. Ришельевская, уг. Дерибасовской, д. Новикова, Одесса.
Продаёт и покупает все существующие процентные бумаги, акции, облигации всех банков, золотые и серебряные монеты по курсу дня.
Выдаёт ссуду под залог всех процентных бумаг в высшем размере.
Страхует выигрышные билеты от тиражей погашения. Принимает для инкассо из разных городов переводы, векселя и коносаменты на Одессу и другие города России и заграницы.
Продаёт выигрышные билеты всех выпусков посредством залога; допускает возврат ссуды частями на выгодных для покупателей условиях.
Платит по текущему счёту и вкладам до востребования 4%.
Выдаёт ссуды под выигрышные билеты всех выпусков 90% и прочие процентные бумаги 95% от их стоимости, взимая 6% годовых.
Выдаёт переводы на следующие города: [список — более 100 городов]» [газета «Одесский Вестник», № 127 от 19(31).05.1893].

«Велосипеды английские, холодильные шкафы и охотничьи ружья всех систем продаются по весьма умеренным ценам в американском магазине Л. Гассена, на Дерибасовской улице, в доме Новикова» [газета «Одесский Вестник», № 127 от 19(31).05.1893].

Яков Александрович Новиков 1.07.1900 (ст. ст.) подал прошение на размещение склада строительных материалов на тротуаре по Дерибасовской, 12 и Ришельевской, 4 для перестановки оконных рам и оштукатурки фасада магазина. Разрешение выдано 5.07.1900 [ГАОО, ф. 16, оп. 76, д. 238, л. 259].

«Табачный Магазин Бр. БАБАДАГЛЫ открыт на Дерибасовской ул., дом № 12 Новикова» [Газета «Одесские новости», № 5594 от 31.01.1902]. Возможно один из совладельцев имеет отношение к магазину Е. К. Бабадаглы, который существовал в первой половине 1890х годов на Дерибасовской, 21.

Я. А. Новиков 1.08.1907 (ст. ст.) подал прошение с проектом на перестройку магазина по Ришельевской ул., 4. Проект был утверждён в тот же день [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 80, д. 569, л. 74об].

В 1912 году или несколькими годами ранее (приведённый источник не всегда содержал актуальные сведения) по адресу ул. Ришельевская ул., 4 / Дерибасовская ул.., 12 располагалась фабрика дамского платья И. А. Берзона и Ко, основанная в 1880 году. В 1912 году на фабрике работало 30 рабочих. Годовой оборот составил 135000 рублей [ФЗ/1913, стлб. 1566].

Разрешение на разборку двухэтажных строений получено 25.01.1912 (ст. ст.), подписка С. А. Ландесмана [ГАОО].

• • •

В 1898 году участок имел адрес Ришельевская улица, 4 / Дерибасовская улица, 12 и принадлежал Я. Новикову. Площадь участка составляла 598 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1900].

Рішельєвська вулиця, 2 / ланжеронівська вулиця, 13

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Рішельєвська вулиця / Ланжеронівська вулиця
Серия:Административные здания
Архитекторы:Боффо Ф. К., Мельников А. И.
Этажность:3
Строительство:1827—1830
Снесено/разрушено:04.1949
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Изменение адреса Снесено
Название/назначение:Городской дом
Городской дом (дом градоначальников), арх. Боффо Ф. К., фасад: возможно Мельников А. И., 1827–1830 гг. Реконструкция для Южно-Русского промышленного банка, арх. Линецкий М. И., 1906 г.

В [ОД-1]: 1826–1828 гг. В [ОД-9]: 1827–1830 гг. Ширина стен нижнего этажа: 3 аршина.

В 1832-же году открыты гостиница «Петербургская», на бульваре, и «Ришельевская» в городском доме, против театра, где до того помещались присутственные места. Эту последнюю содержал известный в то время ресторатор Отон, воспетый Пушкиным в его «Онегине». Эта гостиница служила преимущественно, для приёма послов, министров и др. высокопоставленных гостей, которые в то время часто проезжали через Одессу [ОД-72, С. 117]. Одесский купец Цезарь Отон арендовал здание на основании решения Гордумы от 22.04.1849 г. (ст. ст.) на 25 лет начиная от 23.03.1850 (ст. ст.) [ГАОО, Ф-59, оп. 2, д. 1560; ГАОО, ф. 4, оп. 25, д. 391]. Также встречаются сведения, что Отон арендовал трёхэтажный городской дом 28 марта 1833 года [Есть город у моря: Краеведческий сборник. — Одесса: Маяк, 1990, С. 111, 115]. В 1864 году указана на плане города, составленного Крыловым в качестве "Ришельевской гостиницы". В 1884 году гостиница не упоминается — возможно, некоторый период она не работала. Упоминается гостиница под названием «Ришелье» начиная с 1888 года, гостиница относилась ко II-му классу, адрес: Ланжероновская ул., 15 [АКОГ/1889]. В пределах 1902—1906 годов гостиницу начали относить к І-му классу [ВО/1907]. В 1903 году владелец гостиницы — Л. Б. Врановский [ВО/1904-1905]. К 1907 году владельцем гостиницы стал С. Лернер [ВО/1908]. В 1913 году владельцем гостиницы «Ришелье» был Ст. Борженицкий [ВО ОН/1914].
«При гостинице первоклассный ресторан, читальня, ванны и души. Номера от 1 р. в сутки. Вблизи гостиницы вокзал на Хаджибейский и Андреевский (Куяльницкий) лиманы. Электричка (прим.: трамвай) проходит мимо, остановка у гостиницы» [ВО ОН/1914].

В 1862 году участок арендовался архитектором Л. Отоном (адрес: Ришельевская ул., в Пале-Рояле), в свою очередь участок был отдано Отоном в аренду римско-подданному Жану Росси [ГАОО, ф. 59, оп. 1, д. 3511, л. 91-92].

«Меняльная контора Давидова и Ко. На Ришельевской улице в доме Ришельевской гостиницы» [газета «Ведомости Одесского Градоначальства», № 104 от 16.06.1873].

16 марта 1875 года (ст. ст.) в здании произошёл пожар [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 124, ч. 1, д. 7 (делу присвоен новый шифр — см. опись)].

В 1884—1894 годах в здании размещался клуб «Беседа».
«„Беседа“, — Ришельевская ул., № 2, — еврейский клуб, хотя общество принимает в свои члены и гостей лиц без различия их национальностей и исповеданий. По уставу, общество имеет целью доставить своим членам и их семействам приятное и полезное, без излишней роскоши, препровождение времени, пением, музыкой, литературой, танцами и т. п. Всё это, впрочем, мало исполняется, но в карты здесь играют менее, чем в других клубах» [ОД-72, І — С. 165].
В пределах 1895—1897 годов он переехал на Почтовую ул., 13 [АКОГ/1894 — АКОГ/1898].

"Торги на отдачу в аренду городского дома. Согласно постановлению городской управы, торги на отдачу в аренду городского дома, состоящего на углу Ланжероновской и Ришельевской улице, вновь назначены на 3 сентября в 1 час дня." ["Одесские новости", № 201 за 15.08.1885].

В 1887 году арендаторша городского дома Серебренникова подала прошение на заделку боковой двери выходящей на чёрный ход и прорезка двери нижнего этажа в наружной со стороны двора капитальной стене с тем, чтоб по плоскости стены были бы уложены в два или три ряда рельсы и дверная перемычка должна быть сделана из кирпича на цементе, двери должны быть не шире 1 арш. 2 вершк. в городском доме арендуемом Серебренниковой. Подписку о надзоре дал Моранди Ф. О. Разрешение получено 19.11.1887 (ст. ст.) [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 124, д. 7590, л. 131].

В Одесском областном архиве хранилось дело от 06.11.1887 (ст. ст.) на 16 листах «Об исправлении ледника в городском доме, на углу Ришельевской и Ланжероновской улиц» [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 153]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 22.12.1893 (ст. ст.) на 6 листах «О ремонте после пожара бывшего в декабре 1893 года в помещениях арендуемых госпожой Серебрянниковой в городском доме на углу Ришельевской и Ланжероновской улиц» [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 69, д. 353]. Дело утрачено.

«„Сад Тиволи“ отдаётся в аренду под гуляние. Узнать в „Центральн.“ табач. маг. Ришельевская городс. дом против Беллино-Фендериха. Объявление № 6075-Г-1» [Газета «Одесские новости» № 2906 от 23.03.1894].

В 1897 году по адресу Ланжероновская, 15 располагалась главная контора Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) [АКОГ/1898].

В конце XIX — начале ХХ веков в здании размещался Южно-Русский Промышленный банк (с 1908 года в составе Соединённого банка) [ОД-21, с. 21, ОД-17, с. 17; ОД-18, с. 938; ВО/1911, стлб. 550; ВТПО/1914, с. 386].

Арендатор городского дома Одесское отделение Южно-Русского промышленного банка 31.05.1906 подало прошение на постройку одноэтажного с подвалом флигеля и ремонт всего дома на углу Ришельевской и Ланжероновской улиц (предполагалась также пристройка для входа в банк по фасаду со стороны Ришельевской, изменение фасадов, демонтаж и постройка некоторых стен в здании). Заказчик также отметил, что перестройка имеет цель упорядочить весь дом пришедший в разрушенное состояние. План доверено получить М. И. Линецкому, он же дал подписку от 30.05.1906. При подписании контракта не было указано, что банк имеет право перестраивать здание, а только осуществить пристройку во дворе для расширения помещений банка и квартир служащих, но городская управа уверяла, что это слово не принципиально в договоре. При подаче прошения, строительное отделение горуправы отметило этот момент и не хотело одобрять план. Городской архитектор Ф. П. Нестурх 5.06.1906 отметил следующие недочёты проекта: 1. а) необходимо показать все стены назначенные к сломке, б) необходимо показать конструкцию архитрава перекрытий и их опор с расчётными данными, подтверждающими принятые размеры составных чертежей конструкции. 2. Круглая лестница начинается в пределах банка в первом этаже, следовательно она будет играть роль внутренней лестницы и в пожарном отношении может быть принимаема во внимание только условно (как внутренняя лестница), — в таком случае необходимо иметь сведение, что будет помещаться в четвёртом этаже. Архитектор отметил, что ввиду исторического значения для города Одессы никоим образом не должна быть допущена переделка фасада и вообще изменение характера фасада — его стиля, определённо выраженного в строгих классических формах и линиях этого фасада. Обработка входа должна быть также в стиле здания. Также было обнаружено, что отделение банка уже приступило к перестройке о чём было направлено уведомление в полицию для приостановке работ. Проект был одобрен 23.06.1906 и передан на утверждение градоначальнику, в тот же день утверждён за № 15238, разрешение получено 15.07.1906 [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 82, д. 500, лл. 316-328].

В 1913 году по адресу Ланжероновская ул., 13, размещалась мужская парикмахерская Христ. Димитрия [ВО:ОН/1914, Отд. 2, С. 193].

В 1917 году был составлен «Договор об отдаче городом помещения для Соединённого банка» [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 126, д. 127].

В 1920-е годы здание принадлежало тресту «Пайстрой», который до 1928 года провёл капитальный ремонт лестниц и крыши. В здании размещалось 13 торговых помещений и 65 нанимателей жилплощади [ГАОО, ф. Р-1234, оп. 1, д. 784, л. 275]. В 1924–25 годах по данному адресу также размещалась контора Пайстроя [ВО/1925, с. 4; ВО/1926, с. 293].

В 1928 году в здании, освобождённом Пайстроем, находились Кредит-бюро с кабинетом судебного исполнителя Яворского при нём и ссудно-сберегательное товарищество «Промкусткредит» [ВУ/1929, стлб. 538, 554, 566]. Пайстрой же переехал в здание на улице Ленина, 6 [ВУ/1929, стлб. 568]. В следующем, 1929-м году, Кредит-бюро переехало на улицу Ленина, 8, в здание Госбанка [ВО/1930, с. 50].

Среди нанимателей конторских помещений длительное время присутствовало одесское отделение объединённого ООО «Контроль-Ко» (Гамбург) [ВО/1924, с. 36; ВУ/1929, стлб. 571; ВО/1930, с. 54 и др.]. В 1933–1934 гг. многие служащие фирмы были репрессированы или высланы в Германию и Австрию по делу об экономическом шпионаже и диверсионной работе в портах и на судостроительных заводах [ОД-27, документы №№ 396–399, 401, 403, 409, 415, 419]. 20 февраля 1934 года ЦК ВКП(б) приняло постановление о прекращении работы с фирмой «Контроль-Ко» [там же, № 415]. Анализ вышеперечисленных источников позволяет сделать вывод, что фирма располагалась в здании с 1923 года минимум по 1929-й, вероятно, сохраняя за собой помещения вплоть до ликвидации.

1938: Клуб им. Воровского — работников городских предприятий, ул. Ленина, 2 [ОО/1938].

В 1944 году здание было занято военкоматом и прокуратурой Водно-транспортного района. С 15 апреля 1944 года на первом этаже была начата работа центросберкассы № 8 Водно-транспортного района. 13 июля 1944 года здание было включено в план капитального ремонта с возобновлением 42-х гостиничных номеров, на проведение работ было предусмотрено 200000 рублей. Решением горисполкома № 996 от 28.08.1944 предписывалось освободить гостиницу «Ришелье» к 1 октября 1944 года и предоставить Райвоенкомату и Райкомендатуре другие помещения. [весь абзац: ГАОО, ф. Р-1234, оп. 7, дд. 139 и 141 / решения и доклады ГИК].

Однако, несмотря на планируемый ремонт, гостиница в здании восстановлена не была. Совещание, проведенное 11 февраля 1948 года при Союзе Советских Архитекторов с участием архитектурной общественности Одессы, подтвердило «очевидную нерентабельность восстановления здания под гостиницу». Вследствие случившегося 17 февраля 1949 года обвала, Горисполком своим решением № 183 от 24.02.1949 предписал разобрать аварийное здание бывшей гостиницы «Ришелье», обязав все организации, занимающие в нём помещения, освободить их в суточный срок со дня принятия решения. Разборку произвёл Областной строительно-монтажный трест № 319. [весь абзац: реш. ГИК № 183 от 24.02.1949]

Дерибасівська вулиця, 10 / рішельєвська вулиця, 3

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Рішельєвська вулиця / Дерибасівська вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Даллаква И. О.
Этажность:3
Строительство:1858
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Доходный дом Стифеля
Доходный дом Стифеля с лавками, надзор: Даллаква, 1858 — ? гг. [ГАОО].
— Реконструкция для Карла Меля, надзор: арх. Вей Э. Б. вероятно проект Гонсиоровского Ф. В., 1886 г.
— Строительные работы неизвестного назначения, получение разрешения: Глауберзон Я., 1901 г.
— Новый ход с улицы на первый этаж дворницкой с переделкой для этой цели окна в дверь, арх. Панпулов А. С., 1903 г. [ГАОО].
— Реконструкция, 1987–1988 гг.
— Ремонт, 2017 г.

Построен на месте сгоревшего здания [ГАОО].

«Дом братьев Стифель (Штифель)» [Иллюстрированный новороссийский календарь, 1866 г. Одесса: 1865 г., С. 21; Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].

«Банкирская контора О. Хаиса. Ришельевская ул., д. Стифеля» [газета «Одесский Листок», № 2 от 03(15).01.1885].

«Комиссионерско-справочная контора Литвина, Дерибасовская ул., д. Стифеля. 1) Указывает квартиры, рекомендует гувернанток, бонн, учителей и лиц по различным специальностям; домашнюю прислугу с аттестатами. 2) Продажа и покупка недвижимостей и займы капиталов» [газета «Одесский Листок», № 2 от 03(15).01.1885].

Карл Мель в 1887 году подал прошение на устройство рва у подвала. С 10 по 13 марта проект исправлялся Ф. В. Гонсиоровским, подписку о надзоре дал он же. План условно утверждён 16.03.1887 (ст. ст.), особое разрешение получено 18.03.1887 [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 244, л. 261].

В 1888 году по адресу Ришельевская, дом Меля, кв. 17 проживал гражданский инженер Яков Артемьевич Ускат, член ООИРТО [ООИРТО/1888]. Позднее переехал в Кишинёв. Ускат является изготовителем металлической лестницы от оперного театра к переулку Чайковского. на верхнем столбе лестницы размещена его подпись.

В 1891 году в здании размещалась редакция газеты «Одесский Листок» принадлежащая В. В. Навроцкому [ОД-21, ч. I — 200], который через несколько лет выкупил для редакции дом Меля на Гаванной улице.

В начале апреля 1893 года здание принадлежало господину Мелю. Тогда в одной из его квартир проживала Бейла Вайсберг, владелица участка на Малой Арнаутской улице, 9. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 69, д. 434, л. 221]

Сохранились листы переписи населения города Одессы 1897 года для владения по Дерибасовской, 10/3. Постоянно на участке проживало 128 лиц мужского пола и 130 лиц женского пола [ГАОО, ф. 2, оп. 8, д. 560].

Василий Романович Голан 15.05.1901 (ст. ст.) подал прошение на выделение части тротуара под склад стройматериалов по Ришельевской ул., 3. Подача прошения и получение разрешения доверены Я. Глауберзону и выдано 19.05.1901. На момент подачи прошения В. Р. Голан проживал на даче Халайджогло в доме Брахмана [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 77, д. 132, л. 170].

Доверенный правления Страхового общества «Россия» — Михаил Яковлевич Матвеев 31.05.1901 (ст. ст.) подал прошение на выделение части тротуара под склад стройматериалов по Дерибасовской ул., 10 для засыпки мины. Разрешение выдано 5.06.1901 [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 77, д. 132, л. 194].

В начале 1904 года в здании размещались Датское и Бразильское консульства. Консулами обоих был Георгий Фёдорович Рафалович, который проживал в собственном доходном доме в Воронцовском пер., 4 [ВО/1904-1905].

"Вчера представители немецкой колонии в Одессе хоронили старожила бывшего крупного одесского домовладельца Карла Меля, учредителя старинной фирмы часов. Покойному было около 70 лет." ["Одесские Новости", № 6395 от 18.08.1904].

"В доме Страхового общества "Россия" угол Дерибасовской и Ришельевской ул. Отдаются 2 магазина (один угловой) и квартиры с удобствами в четвёртом этаже по 3 комнаты, в пятом этаже 2 и 3 комнаты" ["Одесские Новости", № 6409 от 2.09.1904].

В феврале 1905 года по Дерибасовской, 10 проживал строительный техник Виктор Маркович Берг [ГАОО, ф. 16, оп. 81, д. 505, л. 160].

В 1909 (1908?) — 1914 годах, а возможно и позднее, по адресу Ришельевская ул., 3 (позднее — Дерибасовская, 10) располагался музыкальный магазин «Патефон» Л. Залкинда, представлявший продукцию парижской кинофирмы «Братья Пате» [ВО/1910; ВО:ОН/1914; ВТПО/1914].

В 1913 году по адресу Дерибасовская ул., 10, размещалась мужская парикмахерская Якова Друй, тел. 39-27 [ВО:ОН/1914, Отд. 2, С. 193].

1938: Кулинарно-колбасная фабрика Главптицепрома, ул. Лассаля, 10 [ОО/1938].

На люнете ворот расположен текст «1858 S», вероятно это год постройки здания и один из инициалов владельца (Стифель). Аналогичный люнет установлен в арке проезда особняка Абазы, который был окончен в том же году.
На угловом эркере указана дата перестройки «1886». Вероятно, проект перестройки был выполнен Гонсиоровским при участии Вея. Здание имеет характерный для этого архитектора вид, два соседних дома были также сооружены Феликсом Гонсиоровским. Эмилий Вей больше известен как соавтор Гонсиоровского.

Восстановлен после пожара в 1984 году. В 1987–1988 годах производилась реконструкция здания, в результате чего дворовые фасады лишились галерей. [Газета «Вечерняя Одесса» за 19.06.1987; Газета «Вечерняя Одесса» за 13.05.1988; Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].
«Завершается перепланировка дома» [Газета «Вечерняя Одесса» за 17.01.1987; Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].

• • •

В 1884 году участок имел адрес Дерибасовская, 10 и принадлежал Стифелю [АКОГ/1885, С. 126].
В 1898 году участок принадлежал страховому обществу «Россия» [ВО/1899].

• • •

Здание является памятником № 734-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием «Здание страхового общества „Россия“» (год постройки: кон. ХІХ в., арх. Вей Е. Б.) и памятником истории местного значения (В здании в 1918–1958 гг. жил архитектор Замечек М. В.) (Решение Одесского Облисполкома № 480 от 15.08.1985 г.; Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1984 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Дерибасівська вулиця, 14

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Дерибасівська вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Даллаква И. О.
Этажность:3
Начало строительства:1848
Реконструкция:06.1890, 1948—1950
Текущее состояние:Перестроено Используется
Название/назначение:Дом Греческого училища (здание по Дерибасовской)
Дом Греческого училища у восточной границы участка, арх. Даллаква, проект: 1847 г. Строительство 1848 — ? гг. [ОД-81, С. 244; ГАОО, ф. Ф-59, оп. 2, д. 1092 (необходимо проверить дело)].
— 4-эт. с подвалом дом Греческого училища по Дерибасовской по центру участка, надзор: арх. Мазиров Д. Е., 1890 г. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 66, д. 437, лл. 219-225].
— Реконструкция с обхединением 4-эт. и 3-эт. зданий и достройкой над третьим четвёртого, этажа, 1930-е гг.
— Восстановление и реконструкция для Проектного института № 3, арх. Фельдштейн В. Л., Топуз Г. В., ? — 1953 гг. [Сообщение В. Г. Топуза на FB].
— Перепрофилирование для поликлиники № 5, 1978–1979 гг. [ОД-1; ОД-3, с. 36; наблюдения].

«Банкирская контора Р. Зонштейна. Дерибасовск. ул, д. Греческого училища» [газета «Одесский Листок», № 2 от 03(15).01.1885].
В газете «Одесские Новости», № 2163 от 6(18).01.1892, приводится тот же адрес конторы Р. Зонштейна.

В комментарии к прошению 1890 года упоминается, что к трёхэтажному зданию пристраивается четырёхэтажное новое, открытая лестница планируется до 4-го этажа (гор. арх. настаивал на то, что её следует заключить в каменную лестничную клетку). Сам же дом не отличается особой прочностью и столбы незначительной толщины следует выполнить из кирпича на цементном растворе.

Банкирский дом Рувина Рахмильевича Зонштейна в 1884 годах и позднее (например в 1913 году) располагался на Дерибасовской, 14 [АКОГ/1885; ВО:ОН/1914]. В 1870-х годах контора не упоминается [АКОГ/1877].

«Объявление. Честь имею довести до сведения почтенных дам, что я с 9 ноября с. г. не состою больше управляющею и единственною специалисткой на фабрике корсетов Германа Якоби и больше не изготовляю корсетов для сего магазина. Одновременно прошу обратить внимание, что со вторника 3 декабря, с. г. открывается по Дерибасовской улице, дом Греческого училища, рядом с магазином часов Шварца специальная мастерская корсетов под фирмою „НЕЛЛИ“» [газета «Одесские Новости», № 2163 от 6(18).01.1892].

Сохранились листы переписи населения города Одессы 1897 года для владения по Дерибасовской, 14 / Екатерининской, 24. Постоянно на участке проживало 85 лиц мужского пола и 94 лица женского пола [ГАОО, ф. 2, оп. 8, д. 563].

«Вчера в магазине белья „Райх и Шостал“, по Дерибасовской ул., вошли два господина и потребовали галстуки самого лучшего сорта. Не сойдясь в цене, они направились к выходу, но у дверей были остановлены приказчиком, который заподозрил их в краже. При обыске у них нашли несколько дорогих галстуков. „Господа“ доставлены в участок и задержаны. Они оказались Александром Евдокименко и Алексеем Варламовым.» [Газета «Одесские новости» № 5847 за 1.01.1903].

В 1877 году на данном участке располагалось фотоателье Антонопуло [АКОГ/1877]. В 1903 году по адресу Екатерининская ул., 17, а 1907 году по адресу Дерибасовская, 14 размещалось фотоателье «Русская светопись» принадлежащее А. Г. Вайнштейну [ВО/1904-1905; ВО/1908]. В рекламе в ВО/1908 указано, что заведение существует 40 лет. Фотоателье располагалось в трёхэтажном здании, смежном с домом по Дерибасовской, 12, так как на одном из снимков Дерибасовской на крыше видны жалюзи верхнего света ателье.

"20 коп. открытое письмо со своим портретом. Фотография "Русская светопись". Екатерининская ул., д. 17, угол Дерибасовской. Вход рядом с кондитерской Фанкони. Можно с карточки." ["Одесские Новости", № 6408 от 1.09.1904].

1903: торговля вином купца 1-й гильдии Герасима Марковича Британова, Дерибасовская ул., 14, дом греческого училища [ВО/1904-1905]. "Дело бывшего владельца ресторана "Россия" в Пассаже Макаренко, обвиняющегося в покушении на убийство виноторговца Британова, будет слушаться во 2-м уголовном отделении окружного суда при участии присяжных заседателей в октябре месяце. Защищать подсудимого будет присяжный поверенный Ф. Н. Литвицкий. Гражданским истцом выступает присяжный поверенный О. Я. Пергамент." ["Одесские Новости", № 6398 от 21.08.1904].

1924: Торгово-промышленное общество взаимного кредита, ул. Лассаля, 14 [ВО/1925, С. 302].

Здание упоминается в: [Газета «Вечерняя Одесса» за 19.09.1987, С. 4; Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].

Акт государственной приёмки (после реконструкции) утверждён Горисполкомом 09.11.1950 (решение ГИК № 1388).
В 1982 году в здании также размещалось общежитие проектного института № 3 [ОД-51].

"Архитекторы-проектировщики зачастую не учитывают высотную перспективу, по-этому многие детали кажутся измельчёнными. нижняя часть парапета закрывается карнизами, а башни угловых зданий настолько теряют в своей перспективе, что взору видны только их верхушки. По этой причине в доме по дерибасовской улице № 14 пришлось переделать уже выполненный в натуре парапет." [К. Корченов. Улучшить архитектурное оформление новых домов // Большевистское знамя № 122 от 21.06.1952, С. 2].

• • •

Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения № 226-Од под названием "Здание Проектного института» (год постройки: 1950–1953, арх. Фельдштейн В. Л.) (Решение Одесского Облисполкома № 580 от 27.12.1991 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Провулок Чайковського, 1

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Провулок Чайковського
Серия:Театры
Архитекторы:Фельнер Ф. (младший), Гельмер Г., Фрей Р., Цифферер Д., Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М., Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф., Моли
Этажность:5
Строительство:09.1883—10.1887
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Городской театр
Городской театр, проект: бюро «Фельнер Ф. и Гельмер Г.», 1880 г.; Надзор от проектного бюро: Фрей Р., затем Цифферер Д. (Zifferer Donat); Надзор от города: Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М.; Скульпторы проектного бюро: Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф.; Скульпторы от города: Натали Ф. А., Молинари М. Л., 1884 — 1887 гг.
— Ремонтные работы, арх. Ландесман С. А., 1917 — 1919 гг.
— Восстановление после пожара (произошёл в ночь на 15.03.1925), фор-проект: арх. Щусев А. В., проект: инж. Давыдов Н. А. при участии Нестурха Ф. П., 1926 — 1927 гг. [ВО/1926, С. 212; ОД-3].
— Ремонтно-восстановительные работы, арх. Кундерт В. И., 1942 г.
— Реставрация, реконструкция, модернизация и укрепление фундаментов, реставр. разд.: арх. Шаповаленко Н. А., Евангелиди Н. Ф., инж. Корнет И. И., Ясинский Р. И., 1964 — 1967 гг.
— Реставрация и усиление конструкций, арх. Дыховичная Н. А., инж. Быков Э. Н., общестроит разд.: инж. Снисаренко В. И., Катруца Ю. А., 1996 — 2007 гг. [ОД-1; ОД-3; ОД-9, С. 414].

-------------------------------------------------------

В 1870-х годах городской архитектор Цезарь Отон пригласил французского архитектора Феррана Ксавье принять участие в конкурсе на проект здания театра [ОД-1].

В 1880 театральная комиссия (по рассмотрению проектов театра) была возобновлена. Состав комиссии: Г. Г. Маразли, Е. И. Шульц, Н. А. Депп, С. И. Ралли, М. Е. Мевастопуло, М. И. Балихов, К. К. Сикард, позднее также адмирал Н. М. Чихачёв, С. Г. Зусман, А. Я. Новиков. [ОД-47, С. 20].

Проектные данные: стоимость 600 000 р., вместимость 1800 — 2000 чел.
Составление проекта поручено А. И. Бернардацци, в числе помощников архитектора был Ю. М. Дмитренко.

Так как известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума пренебрегая проектом Бернардацци обратилась к ним [Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октября 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", С. 27 — 29].

В коллекции ОИКМ хранится план городского театра датируемый 1880 годом, возможно проект выполнен А. И. Бернардацци — передняя часть здания полукруглая, с колоннадой в два этажа [Чертёж К-348; La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

Также коллекции ОИКМ хранятся планы городского театра выполненный бюро "Фельнер и Гельмер" [La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

12:00 16.09.1884 — закладка фундамента. В фундамент был установлен ящик "из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с. Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебрянные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийскоо университета за 1884 г.; городские газеты и пр." [Газета "Одесский листок", 1884, 18 сентября. — С. 2].

Архитекторы во главе с инж.-арх. А. И. Бернардацци, в том числе Ю. М. Дмитренко составляли эскизы, рабочие чертежи, расчёты, осуществляли надзор за постройкой [ОД-47, с. 37].

Доверенным подрядчика был архитектор Пикколон, который осуществлял надзор и руководил строительством. Скульптор Ф. Фридль выполнил аллегоричные композиции на фасадах [ОД-1].

"К постройке городского театра. Техник г. Гейман, командированный исполнительной театральной комиссией в Москву для ознакомления с электрическим освещением фирмы Ребикова, и в Варшаву — с ходом работ по изготовлению железных частей крыши городского театра фирмою "Лильпоп и Рау", возвратился в Одессу на днях, как передают "В. О. У.", представив комиссии свой подробный доклад." ["Одесские новости", № 201 за 15.08.1885].

В Одесском областном архиве хранилось дело от 8.06.1886 (ст. ст.) на 296 листов "О замощении Театральной площади, об устройстве подъездов к Городскому театру и о покупке для этой надобности гранитного камня" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 211]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 10.07.1886 (ст. ст.) на 63 листа "Об эксплуатации строящегося Городского театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 258]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 1.10.1886 (ст. ст.) на 25 листов "По вопросу о противопожарных мерах в Городском театре" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 354]. Дело утрачено.

10.10.1887 г. — открытие городского театра. Некоторые присутствующие на открытии дамы: княгиня Воронцова-Шувалова, Кич, Швендер, Мельницкая, Мартынова, Зеленая, Новосельская, Дмитренко (мать Ю. М. Дмитренко), баронеса Швахгейм (сестра Ю. М. Дмитренко) [ОД-47; Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октябрря 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", с. 29]. Стоимость постройки обошлась в 1300000 р. [ОД-9, С. 415]

В Одесском областном архиве хранилось дело от 4.03.1887 (ст. ст.) на 8 листах "Об избрании графа Михаила Толстого в члены Городской Управы; для заведования делом по эксплуатации Городского Театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 16].

"...фирма "Ганц", освещавшая театр, ценила дорого электричество и не сделала никаких улучшений" [Газета "Одесские новости" № 2875 от 17(1).(03).1894].

"Городской театр... Драматическая труппа, под управлением А. И. Сибирякова" ["Одесские Новости", № 6430 от 25.09.1904].

"Освещение городского театра.
В настоящее время в Городском театре идут спешные работы по переустройству электрического освещения, каковое должно быть сдано А. И. Сибирякову городской управой к открытию сезона, то есть к 15 сентября. Некоторые инженеры городской управы полагают, однако, что работы к сроку едва-ли будут выполнены, так как ешё оставалось работы очень много и что, поэтому, весьма возможно, что открытие оперного сезона в Городском театре будет отсрочено. Последнее обстоятельство предусмотрено договором города с господином Сибиряковым: в случае, если электрическое освещение не будет готово к 15 сентября, городское управление уплачивает господину Сибирякова по 2400 рублей за каждый день отсрочки" [Газета "Одесский листок" № 194, от 21.08.1913].

В [ОД-1] указано, что архитектор Ф. П. Нестурх принимал участие в восстановлении театра после пожара (вероятно того, который произошёл 15.03.1925) [ОД-1; ВО/1926, С. 212].

В 1927 году был составлен проект (29 страниц архивного дела) восстановления дымовых клапанов в театре им. Луначарского [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1043]. Дело сохранилось.

1929: Государственный оперный академический театр им. Луначарского [ВО/1930].
1938: Государственный оперный академический театр Оперы и Балета, Театральный пер., 1 [ОО/1938].

"Особенно похорошел театр после реставрации и реконструкции (1966 — 1967 гг.). Лучшие специалисты страны полностью обновили отделку здания, вернули первозданную красоту его лепке, позолоте, росписи, фрескам, усовершенствоали технику сцены. 6 ноября 1967 года театр вновь открылся. можно смело сказать, что это было поистинне второе рождение храма искусства" [Саркисян Константин Саркисович, Ставницер Михаил Фроймович. Улицы рассказывают... (2-е изд., перераб. и доп.) Одесса: Маяк, 1968 (сдано в набор 12.1.1968), С. 229].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 549 под названием "Здание Театра оперы и балета" (годы постройки: 1884 — 1887, арх. Фельнер Ф., Гельмер Г.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г. [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (На балконе здания 10 апреля 1944 г. был поднят флаг освобождения г. Одессы от фашистских захватчиков) (Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.) [ОД-6/2009].

• • •

"...по фасаду полукруга с обеих сторон — открытые балконы. Таких балконов во всём фасаде десять: восемь малых и два больших, с тремя просветами каждый. Кроме украшения и оживления фасада, балконы имеют целью доставление света и воздуха в фойе, с которыми они непосредственно соприкасаются. Имея несгораемый пол, эти балконы, на случай пожара могут служить убежищем для посетителей театра, который попадая в них, до подачи помощи извне, имея свободный доступ до наружного воздуха, находятся в полной безопасности... ...театр имеет двадцать входов и выходов. Кроме того для сцены и побочных помещений её имеются три отдельных выхода: два с Театрального переулка и один с Театральной площади...
Над главным портиком со стороны Ришельевской улицы возвышается на громадном пьедестале главная, наиболее живописная и эффектная группа, на которой изображена муза театра, в колеснице, запряжённой двумя пантерами. В левой руке у неё горящий факел, правая поднята вверх. По бокам её два гения с лавровыми венками в руках. Немного ниже на втором пьедестале, находятся две больших группы, олицетворяющие музыку и танцы. На правой изображена Терпсихора, обучающая молодую девушку танцам. Левая представляет Минотавра, который учит сидящего на нём Аполлона играть на лире. Наконец, внизу, по двум сторонам входа в портик со стороны Ришельевской улицы, установлены две большие группы, аллегорически олицетворяющие комедию и трагедию. Внизу расположены амуры с птичьими масками, а с другой стороны птица. На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут-же, её ног. В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел. На фасаде портика, над балконом, находятся два горельефных изображения — две Славы с венками в руках. Эти два украшения весьма изящны и исполнены прекрасно. Вокруг фасада передней части здания по фронтону расположены фигуры, изображающие амуров в разных позах, группами и в одиночку. Не забыты и корифеи русской литературы и музыки. По двум сторонам полукруглой части театра поставлены четыре бюста: Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Глинки. На крыше надсценной надстройки поставлена группа, изображающая двух ангелов, держащий герб Одессы...

Во всём (зрительном) зале снизу до потолка исключительно преобладают бархат, сатин, позолота. Первые пять рядов (партера), по принятому в заграничных театрах делению, носят название оркестра; далее идут девять рядов паркета и наконец восемь рядов собственно партера... Всех мест в партере 474... Бенуарных лож шестнадцать... Лож бель-этажа 29. Сначала находится по одной ложе авансцены по девяти мест каждая... Всех лож второго яруса 18. ...амфитеатр, при 226 местах имеет четыре выхода. Лож третьего яруса всего шесть. Остальное пространство занимает галерея.. всех мест в галерее 336. Галерея устроена слишком хорошо, можно сказать роскошно. Не говоря уже о том, что посетители райка имеют отдельные занумерованные места, вседствие ченго на галерею можно запускать лишь определённое число зрителей, по числу мест, — сами места устроены в виде кресел с откидными деревянными сидениями, с высокими обитыми бархатом спинками и ручками по бокам. Всех мест в театре 1590.

Средняя часть потолка занята четырьмя большими картинами, чрезвычайно мастерски и художественно исполненными венским художником Лефлером. Сюжеты для картин взяты из четырёх произведений великого английского драматурга Шекспира: "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Зимние сказки" и "Что вам угодно". Эффектным украшением потолка служит центральная бронзовая люстра, освещаемая электрическим светом. Чтобы покончить с зрительным залом, нам остаётся сказать ещё несколько слов об отделении для оркестра. И здесь мы видим отступление от общепринятого устройства в наших театрах. В то время, как в большинстве театров оркестр находится на виду зрителей, в новом театре он скрыт в углублении, так что виден только дирижёр. Самое помещение оркестра просторно и удобно.
Водоснабжение театра устроено вполне целесообразно. Кроме проводов воды в уборные, клозеты, в побочные помещения сцены и вообще, так сказать, для постоянного потребления, есть много проводов, предназначенных исключительно для охранения безопасности от пожара. В каждом фойе посетители театра замечают небольшие деревянные застекленные ящики, в которых помещаются пожарные краны со шлангами, длинной от шести до семи сажень. Таких пожарных кранов имеется по три в каждом фойе. Подле каждого пожарного крыла находится дежурный пожарный служитель, который, в случае пожара в ближайшей от него части театра, немедленно открывает пожарный кран и в то же время сигналом посредством электрического провода, устроенного тут-же подле пожарного крана, в стене, даёт знать наряду пожарной команды, находящемуся в особом помещении подле сцены, как наиболее опасной в пожарном отношении части здания. Всего-же во всём театральном здании устроено 34 пожарных крана. Но этим не ограничиваются противопожарные приспособления в городском театре. Самым опасным местом в театре в пожарном отношении является сцена, на которой сосредоточено наиболее горючего и легко воспламеняющегося материала. Поэтому, кроме всевозможных мер предосторожности и предохранительных приспособлений, сцена отделена от остальных побочных помещений её несгораемыми стенами и железными герметически запирающимися дверьми. От зрительного зала сцена отделяется двойной железной занавесью, устроенной из волнистого листового железа, которая, в случай пожара на сцене, немедленно опускается и совершенно изолирует сцену от зрительного зала, в который не может проникать не только огонь, но и дым. Для опускания этой занавеси достаточно 34 секунды; для поднятия-же её требуется 3 1/2 минуты. Каждый спектакль занавес подымается и опускается на глазах у зрителей. Делается это для убеждения присутствующих в театре в полной безопасности их на случай пожара на сцене. Если ко всем этим предосторожностям мы прибавим, что театр освещается электрическим светом и что, таким образом, из театра устранена главная причина пожара — освещение газом или театра устранена главная причина пожара — освещение газом или осветительными минеральными маслами, то с положительностью можно сказать, что в пожарном отношении одесский городской театр является наиболее безопасным. Кроме того в театре имеется такая масса широких и удобных выходов, сообщающихся непосредственно с улицей, что публика скоро и в безопасности может выйти из театре.
Употребляемые для освещения дуговые лампы доставляют свет силой в 600 свечей каждая. Калильные лампы двух родов: в 50 и в 16 свечей каждая. Для наружного и внутреннего освещения театра установлено всего 11 дуговых ламп, 504 калильных в 50 и 1398 в 16 свечей в каждой. При полном освещении театра, внутреннем и внешнем, эти лампы способны дать количество света, равное силе света более 500.00 свечей. Собственно для освещения зрительного зала установлено 292 калильные лампочки в 16 свечей, следовательно, сила света в зале, при полном освещении, равняется 4.672 свечам.
Общая стоимость собственно театрального здания с электрическим освещением определяется в 1285.000 руб." [ОД-72, Ч. І — С. 131, 135, 139, 141, 143].

"ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, 1884—1887 гг. (ул. Ласточкина, 8). Расположен на одной из центральных площадей города, играет важную роль в силуэте Одессы со стороны моря. Авторами сооружения являются венские архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер, по проектам которых построены театры во многих городах Европы (Вене, Будапеште, Дрездене, Загребе и др.). Закладка состоялась 16 сентября 1884 г., торжественное открытие—10 октября 1887 г. Составление рабочих чертежей и наблюдение за работами производили местные архитекторы А. И. Бернардацци, Ю. М. Дмитренко и Ф. В. Гонсиоровский. Работы велись подрядным способом
из местных строительных материалов.
В марте 1925 г. возник пожар, в результате которого полностью сгорела сцена и пострадал зал. В сжатые сроки театр был восстановлен, и уже через год возобновил спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений. Чтобы остановить осадку здания, вызвавшую образование трещин в несущих конструкциях сооружения, в 1955—1956 гг. были выполнены работы по укреплению основания театра путём его силикатизации жидким стеклом.
Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от немецко-фашистских захватчиков.
Здание в стиле ренессанса с элементами барокко, украшено скульптурными группами и масками. Стены возведены из местного кирпича, — из плит камня; оштукатурено. 8 плане из подковообразного зрительного зала охватывающими его галереями, фойе и прямоугольной сценической части с подсобными помещениями. По продольной оси здания — двухъярусный с высоким аттиком портал главного входа, по поперечной — трёхаркадные галереи боковых входов. Планировка радиальная — из центра по радиусам в разных направлениях проложены проходы, ведущие к выходу. Лестницы, непосредственно ведущие к театральному выходу, также имеют ярусы. Перекрыто здание системой металлических ферм, покрытие цинковое. Покрытие зрительно¬го зала напоминает поверхность части эллипсоида, отсечённого плоскостями по горизонтальным и вертикальным осям симметрии, оно увенчано круглым фонарём с куполом, завершённым невысоким шпилем.
Цокольный и первый этажи со строгой рустованной поверхностью стен, скромно украшенные только колоннами тосканского ордера в лоджиях, образуют одно целое и представляют собой в архитектурном отношении статическую основу сооружения, на которую опирается легкий, с утонченной обработкой деталей второй этаж с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами ионического ордера. В круглых нишах по сторонам лоджий установлены скульптурные бюсты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и М. И. Глинки. Особенно эффектна большая центральная лоджия над главным входом со спаренными колоннами по сторонам. Аллегорическая скульптурная композиция из белого камня, которая отражает все виды театрального искусства, играет большую роль в решении эстетического образа здания (скульпторы Ф. Натали и Ф. Фридль, лепные работы Л. Стрикциуса под руководством Ф. Этеля). Центральное место на аттике портала главного входа отведено Мельпомене — одной из девяти греческих муз, покровительнице трагедии.
Скульптурные группы, размещённые на высоких постаментах по обе стороны главного входа, созданы по мотивам древнегреческой драматургии: слева изображена сцена из трагедии Эврипида «Ипполит», справа — сцена из комедии Аристофана «Птицы».
Интерьер обработан в стиле позднего рококо. Две парадные лестницы ведут из фойе в ложи. Удобно и красиво оформлен пятиярусный зри¬тельный зал на 1560 зрительских мест. Художественный эффект оформления зала достигнут широким применением дорогих облицовочных материалов, позолоты, скульптуры, светильников. Кресла обиты малиновым бархатом. Боль¬шая бронзовая люстра с хрустальными подвеска¬ми образует композиционный центр плафона, разбитого на восемь панно, расписанных венским худож. Лефлером. В четырёх из них поданы композиции сцен из произведений В. Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка», «Двенадцатая ночь», на остальных изображены летящие амуры. Площадь сцены
500 кв. м, арьерсцены — 200 кв. м. ширина портала 15 м, высота— 12. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа. Для освещения здания впервые в Одессе было применено электричество.
Здание театра в своё время считалось одним из лучших в мире, оно и теперь не потеряло своего значения и является главной достопримечательностью города.
До Великой Октябрьской социалистической революции в театре ставились драматические и оперные спектакли; дирижировали П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн, Н. А. Римский- Корсаков, Э. Ф. Направник, А. К. Глазунов; в гастрольных спектаклях пели Ф. И. Шаляпин, Н. Фигнер, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, М. Баттистини; танцевали А. П. Павлова, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская; в драматических спектаклях играли М. К. Заньковецкая, М. К. Садовский, П. К. Саксаганский, В. Ф. Комиссаржевская, Сара Бернар, Эмонору Дузе и др.
В 1965—1967 гг. реконструировано оборудование сцены с использованием последних достижений техники. Механизирован труд работников сцены, установлен электронно-кибернетический регуля¬тор с запрограммированным управлением художественного освещения сцены. Реставрированы художественные и лепные украшения, скульптура, заново наложена позолота, восстановлены полы, двери, мебель. Воссоздан занавес перво¬начального рисунка. Работы выполнялись Украинскими специальными научно-реставрационными производственными мастерскими, Главчерноморстроем, позолотчиками из Москвы, скульпторами из Ленинграда, краснодеревщиками из Одессы." [ОД-103, С. 262-263].

Дерибасівська вулиця, 14 / катерининська вулиця, 17

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Дерибасівська вулиця / Катерининська вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Этажность:3
Текущее состояние:Изменение назначения Уничтожено в 1940-х гг.
Название/назначение:Дом греческого училища (угловой)
Дом греческого училища, ХІХ в. Перестройка магазина, проект: вероятно арх. Шейнс А. Э., строительство: Влодек Л. Л., 1893 г. Перестройка магазина, 1907 г. Уничтожено в 1940-х гг.

В 1880–1881 годах из дома Бармаса и Пурица в дом Греческого училища переехала банкирская контора Минца.
«Банкирская контора Д. Минца. Екатерининская ул., дом Греческого училища» [газета «Одесский Листок», № 133 от 17(29).06.1881].
«Банкирская контора Д. Минца., Екатериниск. ул., дом Греческого училища» [газета «Одесский Листок», № 2 от 03(15).01.1885].

1884: греческое коммерческое училище [ВО/1885, С. 184].

Совет Греческого училища (эфоры: Иван Вучина, Николай Ликардопуло (неразборчиво)) в 1893 году подал прошение на перестройку магазина в угловой части существующего трёхэтажного дома. Подписку о надзоре дал архитектор А. Э. Шейнс, но сразу же отказался от наблюдения, тогда подписку дал архитектор Л. Л. Влодек. План утверждён 21.10.1893 (ст. ст.). [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 69, д. 434б, л. 113].

Сохранились листы переписи населения города Одессы 1897 года для владения по Дерибасовской, 14 / Екатерининской, 24. Постоянно на участке проживало 85 лиц мужского пола и 94 лица женского пола [ГАОО, ф. 2, оп. 8, д. 563].

Торговый дом «Братья А. и Я. Альшванг» бывш. Райха 22.06.1907 (ст. ст.) подал прошение на перестройку магазина на месте принадлежащему Греческому училищу на углу Дерибасовской и Екатерининской ул., 14/17. Проект был утверждён в тот же день [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 80, д. 569, л. 69]. Имеется ввиду угловая часть здания. В экспозиции музея К. Г. Паустовского присутствует репродукция фотографии фасада магазина Альшванг после данной перестройки.

В 1913 году по адресу Екатерининская ул., 17, размещалась мужская парикмахерская Леона Химчука и Ник. Касимова [ВО:ОН/1914, Отд. 2, С. 193].

В 1938 году в по адресу Карла Маркса, 17 размещался Ресторан № 2 треста столовых [ОД-53].

• • •

В 1883 году участок имел адрес Екатерининская, 25, состоял в квартале IV и принадлежал Греческому училищу [ОД-67].
В 1903 году по адресу Екатерининская ул., 17 размещались Одесский комитет Российского общества туристов [ВО/1904-1905].
В 1912 году по адресу Екатерининская ул., 17 располагалась портняжья мастерская С. Каштейна, основанная в 1903 году. В 1912 году мастерская принадлежала С. А. Кумеровой, в мастерской работало 17 рабочих. Годовой оборот составил 30000 рублей [ФЗ/1913, стлб. 1566].

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.