Гродно, Улица Замковая, 22; Улица Замковая, 22; Площадь Рынок, Фара Витовта (III)
Гравюра Томаша Маковского, 1600. Была взята архитектором В. Бачковым за основу при разработке проекта реконструкции Старого замка, что вызвало многочисленные споры.
Прислал V11 · Гродно           Дата: 1600 г.

Информация о фото

Опубликовано 23.02.2018 18:42 MSK
Просмотров — 257
Подробная информация



Постоянная ссылка на фото

Перейти к оценке фото


Местонахождение:Беларусь, Гродненская область, Гродно, Улица Замковая
Проект:Цитадели, донжоны, замковые дворцы
Архитекторы:Скотто из Пармы
Этажность:2
Начало строительства:1398
Окончание строительства:1400
Стиль:Ренессанс
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Старый (верхний) замок
Подробное описание (бел. яз.)
Первое оборонительное сооружение на месте замка было построено еще в XI веке. В XIII веке Гродно (Городна) вошел в состав Великого княжества Литовского, с начала следующего столетия стал целью многочисленных нападений крестоносцев. В 1391 году замок стал одной из главных резиденций Витовта, который в 1398 году вместо сгоревшей деревянной крепости построил каменный готический замок с пятью башнями. Это здание в основном сохранилось и по сей день.
В 1445 году великий князь литовский Казимир IV Ягеллончик принял здесь польского посла, предлагавшего ему корону, а в 1492 году скончался в замке.
Часто здесь останавливался Стефан Баторий, который фактически сделал Гродно своей столицей. По инициативе короля около 1580 года замок был перестроен в стиле ренессанса итальянским архитектором Скотто из Пармы (по другой версии — Санти Гуччи).
В 1655 году замок, построенный Баторием, был полностью разрушен российскими войсками во время войны между Россией и Речью Посполитой 1654 — 1667 годов. Отстраивал его в течение пяти лет канцлер литовский и староста гродненский Кшиштоф Сигизмунд Пац. На сейме 1676 года было решено выделить 30 тысяч злотых на реставрацию замка. Восстановительные работы затянулись, что было отмечено на очередном сейме, который был созван в Варшаве в 1677 году.
С 1678 года в замке проходил каждый третий сейм Речи Посполитой. В 1708 году он был разрушен шведами во время Северной войны и уже никогда не имел былого значения. В связи с идеей постройки Нового замка Старый отошел на второй план и разрушался все сильнее. В 1729 году его строения со стороны Немана обвалились в реку, а в 1735 сильный пожар нанес замку огромный ущерб. В середине этого века рядом был построен Новый замок, а Старый перестал выполнять свою функцию.
После разрушений первой половины XVIII в. замок был фактически заново отстроен саксонскими архитекторами Карлом Фридрихом Пёппельманом и Христианом Людвигом Кнобелем. По окончании ремонта в замке были размещены различные службы и часть свиты короля.
После разделов Речи Посполитой и присоединения Гродно к Российской империи замок был перестроен в царские казармы (точная дата не указывается, известно лишь, что это произошло в XIX веке).
С конца 20-х гг. ХХ века в замке размещается основная экспозиция Гродненского историко-археологического музея.
Разработан проект реконструкции замка, в результате он приобретёт вид, который имел при Стефане Батории, работы начались в 2015 году.

Местонахождение:Беларусь, Гродненская область, Гродно, Улица Замковая
Проект:Барбаканы, надвратные укрепления
Текущее состояние:На реконструкции
Название/назначение:Въездные ворота старого замка

Местонахождение:Беларусь, Гродненская область, Гродно, Площадь Рынок
Проект:Римско-католические храмы (соборы и костёлы)
Архитекторы:Гуччи С., де Кгрипо А., Мёзер Ю., де Сакко Дж., Чагин М. М., Генеберг В., Сосновский А.
Начало строительства:1584
Окончание строительства:1587
Снесено/разрушено:11.1961
Текущее состояние:Снесено
Название/назначение:Костёл Пресвятой Девы Марии
Постройка каменного костёла связана с деятельностью короля Стефана Батория, хотевшего пригласить в Гродно иезуитов для развития науки в городе. В своём письме к провинциалу ордена иезуитов Яна Павла Кампана он пишет, что гродненский приходской костёл «самый большой и самый прекрасный в Великом княжестве Литовском, но деревянный», а он хочет построить каменный храм, в котором желает и быть похороненным, основать коллегиум и школу.
На момент смерти короля каменная фара еще не была достроена. Несмотря на все его усилия, иезуиты в город так и не прибыли, и новый костёл стал парафиальным. Про законченное строительство храма писал в феврале 1597 г. иезуит Мартин Латерно, давший ему оценку: «Он чудесен». Когда в 1623 г. иезуиты всё же поселились в Гродно, то за неимением собственного храма в течение 12 лет работали при фаре Витовта.
Костёл был значительно выше остальных храмов города. Состоял из пятиярусной вежи-звонницы, основного помещения для молитв и пресбитерия. Храм был разделен тремя нефами, средний был больше боковых. В длину костёл был 58,6 или 59,6 м, в ширину — 23 м, что делало его одним из самых больших храмов ВКЛ.
Разрушен московскими войсками во время войны Речи Посполитой с Московией 1654-1667 гг. После разрушений от набега 1655 г. отстроен в 1674 г. В течение следующих полутора веков неоднократно вновь разрушался и отстраивался (события войны 1700-1721 гг., пожары 1753, 1782 и 1793 г.). После 1793 г. в связи с невозможностью проведения в храме служб Фарным костёлом стал собор святого Франциска Ксаверия.
Фара стояла без ремонта до 1804 г. К этому времени, с созданием Гродненской губернии, российские власти обратили внимание, что в губернском городе Гродно нет ни одного православного храма. По приказу Александра I от 28 февраля 1804 г. полуразрушенное здание костёла передано православной церкви. Восстановительные работы продолжались около трёх лет, 7 августа 1807 г. церковь была освящена. Она имела 2 престола: главный храм в честь Софии — Премудрости Божьей и небольшой придел с южной стороны с престолом в честь святителя и чудотворца Николая.
По проекту реконструкции предполагалось накрыть здание более покатой крышей с аттиком над апсидой, а вежу завершить полусферическим куполом с высоким ампирным шпилем. В реальности шпиль был заменён более традиционной гранёной башенкой с высоким шатром. По бокам храма пристроили низкие приделы. Но первая православная реконструкция в стиле классицизма существенно не изменила архитектуру костёла. Возможно, это и не удовлетворяло ортодоксальное православие.
В 1847 г. в храме был проведён значительный ремонт. Видимо, тогда над глухими арками пресбитерия был построен аттик, который можно видеть на рисунке Наполеона Орды 1861–1869 гг., а также на фотографиях собора после пожара 1892 г. Ремонты и достройки проводились также в 1850, 1859 и 1870 гг.
9 мая 1892 г. храм сгорел в очередной раз, а при восстановлении фактически был полностью перестроен в псевдорусском стиле. 28 марта 1899 г. собор был торжественно освящён. Его внешний вид целиком изменился. Южный придел был увеличен, с северной стороны в соответствии с ним построен такой же придел на всю длину храма с посвящением престола памяти Кирилла и Мефодия. Над крышей было поставлено пять луковидных головок, вежа переделана в звонницу, завершённую высоким шатром (т.о., высота храма до вершины креста составила 30 сажень, или более 60 м). Похожий верх повторён на низкой пристройке, соединённой с алтарём. Выразительную пластику фасадов измельчили многочисленные бровки, кокошники, поребрики и другие псевдорусские декоративные элементы. Все купола — фиолетовые, с золотыми звёздами.
1 октября 1905 г. на надпрестольной арке главного храма был размещён образ «Тайная вечеря» работы художника Новоскольцева. До 20 декабря 1905 г. местный художник Чиненко изобразил на сводах главного храма святых Евангелистов и Бога-отца, Постников по сторонам главного алтаря — Рождество и воскресение Христа. В мае 1907 г. Чиненко разрисовал главный алтарь.
В 1918 г. фара Витовта была возвращена католикам и использовалась как гарнизонный костёл. Табличку, на которой было отмечено, что 18 апреля 1758 г. костёл был освящён А. Горайном (эта дата праздновалась каждый год), уничтожил православный священник Я. Корчинский при передаче храма.
В 1922 и 1935 гг. храм снова горел, оба раза перестраивался. Эти две последовательные перестройки придали ему черты романско-готического храма. Польские реставраторы, исходя из ошибочных сведений о готическом характере храма, считали его более ранним. Вместо ренессансового маньеристического костёла появилось готическое строение, была восстановлена высокая крыша, вежа закончена небольшим шатровым завершением.
После второй мировой войны костёл не действовал. В 1949 г. по решению советских местных властей был передан под склад. 8 марта 1961 г. по инициативе директора краеведческого музея и «директивных органов» горисполком принял решение № 213 «О сносе аварийного здання бывшего военного костела на Советской площади». 29 ноября 1961 г. храм был взорван специалистами «Ленвзрывпрома» и военными сапёрами.
Уничтожение фары Витовта нарушило целостность архитектурного ансамбля исторического центра города. Костёл являлся одной из его главных архитектурных доминант, на которую ориентировалась сеть городских улиц. Учитывая высокую художественную ценность храма, его утрата — одна из самых значительных потерь в истории Гродно, что характерно, произошедшая в мирное время.

Описания здания и его истории:
https://harodnia.com/be/uczora/vkl-recz-...ra-vitauta
http://s13.ru/archives/2355
https://www.radzima.org/be/grodna/6414.html
https://be.wikipedia.org/wiki/Фара_Вітаўта
https://supron-licvin.livejournal.com/126532.html

Воспоминания очевидцев сноса:
https://harodnia.com/be/uczora/pasliavaj...uspamina-h

Комментарии · 2

05.06.2018 14:01 MSK
Ссылка
V11 · Гродно
Фото: 208
Макет "идеального города": http://s13.ru/archives/212756
Даже слов нет, чтобы выразить все впечатление от этой работы. Доживем ли мы когда-нибудь до восстановления хотя бы части утерянного великолепия? Хочется верить, что макет посеет хотя бы мысли о возможности этого среди населения.
10.12.2018 00:53 MSK
Ссылка
V11 · Гродно
Фото: 208
Стратегия развития города (PDF для скачивания): http://grodno.gov.by/sm_full.aspx?guid=176793
На страницах 26-33 подробно про историческое наследие. Наиболее интересное, на мой взгляд:

> При восстановлении города в послевоенный период предусматривалось в основном сохранение в центральной части сложившейся планировочной структуры. Наибольшим изменениям подверглась Советская площадь, которая утратила большое количество исторической застройки (ратуша с гостиным двором, дворец Радзивилла, костел Вознесения Девы Марии (Фара Витовта). В результате проведенной реконструкции ансамбль главной площади был разрушен. В дальнейшем на месте утраченных зданий частично появилась новая застройка, однако южная сторона площади и место бывшего костела не застроены, что сохраняет потенциальную возможность воссоздания значимых исторических зданий.

> Кроме объектов, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, в г. Гродно дополнительно определены объекты, представляющие интерес в историческом, архитектурном и культурном плане. К ним относятся: здания по ул. Богдановича, 3; ул. Большая Троицкая, 50; ул. Буденного, 41 (бывшее железнодорожное депо); ул. ул. Василька, 5, 7; ул. Горновых, 31 (здание школы); ул. Дзержинского, 8 (во дворе, бывший пакгауз); ул. Заводская, 14 (бывший речной вокзал); ул. Замковая, 18; ул. Орджоникидзе, 18 (табачная фабрика «Неман»); ул. Островского, 11; ул. Свердлова, 20, 22; ул. Телеграфная, 16, 22; пл. Тызенгауза, 3а; ул. Урицкого, 15. Указанные объекты после проведения дополнительных исследований могут быть рекомендованы к включению в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

> Район «Новый Свет» – наиболее оригинальная часть центра города конца ХІХ - первой трети XX века, которая сохранила неповторимый дух городской окраины и имеет большие внутренние резервы для развития туризма (сохранившаяся историческая застройка нуждается в реставрации и благоустройстве). Здесь представлены наиболее характерные примеры гродненской деревянной и усадебной архитектуры начала XX века всего стилевого спектра (модерн, эклектика, польский модерн или необарокко, конструктивизм). Целесообразно сохранить планировочную структуру района Новый Свет, предусмотреть реконструкцию и реставрацию фасадов наиболее сохранившихся зданий по улицам Мицкевича, Белинского, 17 Сентября, Рэймонта, М.Горького.

> В настоящем проекте зарезервированы территории, необходимые для охраны историко-культурных ценностей, сохранения исторической планировочной структуры и рядовой исторической застройки. В том числе <...> территории, резервируемые под зоны регулирования застройки, для которых предлагается <...> также сохранение исторической планировочной структуры в границах улиц Мицкевича - Реймонта - М.Горького и кварталов в районе улиц Лермонтова, Виленской, Чкалова;

> На последующих этапах проектирования необходимо установить границы зон охраны для историко-культурных ценностей. На зарезервированных территориях охраны необходимо придерживаться следующих рекомендаций по режиму их содержания и реконструкции:
> <...> - запрет нового капитального строительства в непосредственной близости от историко-культурных ценностей, наносящего физический и эстетический ущерб городской исторической среде;
[интересно, а как же недавно вновь всплывший ТЦ на Калючинской?]
> <...> - строительство зданий на внутриквартальных территориях в границах исторического центра с переменной этажностью (не выше 3-4 этажей);
> - сохранение архитектурного облика исторической застройки, имеющей историко-архитектурную и художественную ценность, а так же рядовой застройки конца ХІХ - первой пол. ХХ века, что предусматривает сохранение (реставрацию) и ремонт фасадов зданий с восстановлением их первоначального облика (в том числе сохранение исторически традиционной отделки фасадов (исключая использование нехарактерных искусственных материалов, в том числе «сайдинга»), замену оконных и дверных заполнений с учетом первоначального (исторического) вида, материала покрытия кровли, благоустройство прилегающей территории с использованием традиционного типа ограждений);
> <...> - запрет строительства на территории исторического центра транспортных магистралей и развязок, эстакад, мостов и других крупных инженерных сооружений (за исключением территории, прилегающей к железной дороге);
> <...> - расчистка территории от некапитальных малоценных построек, обеспечение наилучших условий всестороннего восприятия исторической застройки

И даже такое:

> - замена названий современных улиц на исторические названия

Интересное по новому строительству:

> Генеральным планом предлагается:
> <...> - формирование системы перспективных высотных доминант городского силуэта правобережья за пределами визуального бассейна исторического центра. Строительство высотных зданий при условии высочайшей культуры архитектуры объемно-пространственного решения, архитектуры экстерьера и качества строительства;
> - формирование системы перспективных высотных доминант городского силуэта левобережья с учетом исторической доминанты второго порядка (Храма Матери Божьей Ангельской);
> - формирование архитектурно-пространственного ансамбля района новой застройки по улице Весенней в увязке с принципами архитектурно-пространственного ансамбля исторического центра. Фронт застройки вдоль улицы Весенней должен быть сформирован по индивидуальному проекту (с применением принципов модуля исторической застройки, пластики фасадов с применением исторических и (или) псевдо-истроических архитектурно-декаротивных элементов) с учетом сохранения визуального бассейна Коложской церкви;
> <...> - обогащение архитектурного облика новой жилой многоквартирной и общественной застройки характерными архитектурными элементами декора фасадов исторической застройки Гродно;
> - увеличение разнообразия типов и видов жилой застройки с сохранением масштаба и соразмерности застройки;
> - осуществление нового строительства по правилам единого архитектурного и градостроительного ансамбля с семантикой и самобытностью исторической и современной национальной архитектурной школы

Собственно генплан (по-моему, несколько фантастический): http://grodno.gov.by/sm_full.aspx?guid=176803

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.