Domofoto
Architectural
Photobase

Odesa, Переулок Чайковского, 1

DateArchitectsName/purpose
2007
Дыховичная Н. А., Быков Э. Н., Снисаренко В. И., Катруца Ю. А.Городской театр — Одесский театр "Оперы и балета"
1967
Шаповаленко Н. А., Евангелиди Н. Ф., Корнет И. И., Ясинский Р. И.Оперный театр
1942
Кундерт В. И.
1927
Щусев А. В., Давыдов Н. А., Нестурх Ф. П.
1919
Ландесман С. А.Городской театр
 Фельнер Ф., Гельмер Г., Фрей Р., Цифферер Д., Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М., Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф., Молинари М. Л.
Location:Украина, Одесская область, Odesa, Переулок Чайковского
Project:Театры
Architects:Дыховичная Н. А., Быков Э. Н., Снисаренко В. И., Катруца Ю. А.
Floors:5
Construction started:09.1883
Construction finished:10.1887
Style:Revivalism
Current state: In use 
Name/purpose:Городской театр — Одесский театр "Оперы и балета"
Городской театр, проект: бюро «Фельнер Ф. и Гельмер Г.», 1880 г.; Надзор от проектного бюро: Фрей Р., затем Цифферер Д. (Zifferer Donat); Надзор от города: Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М.; Скульпторы проектного бюро: Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф.; Скульпторы от города: Натали Ф. А., Молинари М. Л., 1884 — 1887 гг.
Ремонтные работы, арх. Ландесман С. А., 1917 — 1919 гг.
Восстановление после пожара, фор-проект: арх. Щусев А. В., проект: инж. Давыдов Н. А. при участии Нестурха Ф. П., 1926 — 1927 гг.
Ремонтно-восстановительные работы, арх. Кундерт В. И., 1942 г.
Реставрация, реконструкция, модернизация и укрепление фундаментов, реставр. разд.: арх. Шаповаленко Н. А., Евангелиди Н. Ф., инж. Корнет И. И., Ясинский Р. И., 1964 — 1967 гг.
Реставрация и усиление конструкций, арх. Дыховичная Н. А., инж. Быков Э. Н., общестроит разд.: инж. Снисаренко В. И., Катруца Ю. А., 1996 — 2007 гг.
[ОД-1; ОД-3; ОД-9, С. 414].

-------------------------------------------------------

В 1870-х годах городской архитектор Цезарь Оттон пригласил французского архитектора Феррана Ксавье принять участие в конкурсе на проект здания театра [ОД-1].

В 1880 театральная комиссия (по рассмотрению проектов театра) была возобновлена. Состав комиссии: Г. Г. Маразли, Е. И. Шульц, Н. А. Депп, С. И. Ралли, М. Е. Мевастопуло, М. И. Балихов, К. К. Сикард, позднее также адмирал Н. М. Чихачёв, С. Г. Зусман, А. Я. Новиков. [ОД-47, С. 20].

Проектные данные: стоимость 600 000 р., вместимость 1800 — 2000 чел.
Составление проекта поручено А. И. Бернардацци, в числе помощников архитектора был Ю. М. Дмитренко.

Так как известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума пренебрегая проектом Бернардацци обратилась к ним [Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октября 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", С. 27 — 29].

В коллекции ОИКМ хранится план городского театра датируемый 1880 годом, возможно проект выполнен А. И. Бернардацци — передняя часть здания полукруглая, с колоннадой в два этажа [Чертёж К-348; La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

Также коллекции ОИКМ хранятся планы городского театра выполненный бюро "Фельнер и Гельмер" [La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

12:00 16.09.1884 — закладка фундамента. В фундамент был установлен ящик "из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с. Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебрянные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийскоо университета за 1884 г.; городские газеты и пр." [Газета "Одесский листок", 1884, 18 сентября. — С. 2].

Архитекторы во главе с инж.-арх. А. И. Бернардацци, в том числе Ю. М. Дмитренко составляли эскизы, рабочие чертежи, расчёты, осуществляли надзор за постройкой [ОД-47, с. 37].

Доверенным подрядчика был архитектор Пикколон, который осуществлял надзор и руководил строительством. Скульптор Ф. Фридль выполнил аллегоричные композиции на фасадах [ОД-1].

В Одесском областном архиве хранилось дело от 8.06.1886 (ст. ст.) на 296 листов "О замощении Театральной площади, об устройстве подъездов к Городскому театру и о покупке для этой надобности гранитного камня" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 211]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 10.07.1886 (ст. ст.) на 63 листа "Об эксплуатации строящегося Городского театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 258]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 1.10.1886 (ст. ст.) на 25 листов "По вопросу о противопожарных мерах в Городском театре" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 354]. Дело утрачено.

10.10.1887 г. — открытие городского театра. Некоторые присутствующие на открытии дамы: княгиня Воронцова-Шувалова, Кич, Швендер, Мельницкая, Мартынова, Зеленая, Новосельская, Дмитренко (мать Ю. М. Дмитренко), баронеса Швахгейм (сестра Ю. М. Дмитренко) [ОД-47; Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октябрря 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", с. 29]. Стоимость постройки обошлась в 1300000 р. [ОД-9, С. 415]

В Одесском областном архиве хранилось дело от 4.03.1887 (ст. ст.) на 8 листах "Об избрании графа Михаила Толстого в члены Городской Управы; для заведования делом по эксплуатации Городского Театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 16].

В [ОД-1] указано, что архитектор Ф. П. Нестурх принимал участие в восстановлении театра после пожара.

В 1927 году был составлен проект (29 страниц архивного дела) восстановления дымовых клапанов в театре им. Луначарского [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1043]. Дело сохранилось.

1929: Государственный оперный академический театр им. Луначарского [ВО/1930].
1938: Государственный оперный академический театр Оперы и Балета, Театральный пер., 1 [ОО/1938].

"Особенно похорошел театр после реставрации и реконструкции (1966 — 1967 гг.). Лучшие специалисты страны полностью обновили отделку здания, вернули первозданную красоту его лепке, позолоте, росписи, фрескам, усовершенствоали технику сцены. 6 ноября 1967 года театр вновь открылся. можно смело сказать, что это было поистинне второе рождение храма искусства" [Саркисян Константин Саркисович, Ставницер Михаил Фроймович. Улицы рассказывают... (2-е изд., перераб. и доп.) Одесса: Маяк, 1968 (сдано в набор 12.1.1968), С. 229].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 549 под названием "Здание Театра оперы и балета" (годы постройки: 1884 — 1887, арх. Фельнер Ф., Гельмер Г.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г. [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (На балконе здания 10 апреля 1944 г. был поднят флаг освобождения г. Одессы от фашистских захватчиков) (Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.) [ОД-6/2009].

• • •

"...по фасаду полукруга с обеих сторон — открытые балконы. Таких балконов во всём фасаде десять: восемь малых и два больших, с тремя просветами каждый. Кроме украшения и оживления фасада, балконы имеют целью доставление света и воздуха в фойе, с которыми они непосредственно соприкасаются. Имея несгораемый пол, эти балконы, на случай пожара могут служить убежищем для посетителей театра, который попадая в них, до подачи помощи извне, имея свободный доступ до наружного воздуха, находятся в полной безопасности... ...театр имеет двадцать входов и выходов. Кроме того для сцены и побочных помещений её имеются три отдельных выхода: два с Театрального переулка и один с Театральной площади...
Над главным портиком со стороны Ришельевской улицы возвышается на громадном пьедестале главная, наиболее живописная и эффектная группа, на которой изображена муза театра, в колеснице, запряжённой двумя пантерами. В левой руке у неё горящий факел, правая поднята вверх. По бокам её два гения с лавровыми венками в руках. Немного ниже на втором пьедестале, находятся две больших группы, олицетворяющие музыку и танцы. На правой изображена Терпсихора, обучающая молодую девушку танцам. Левая представляет Минотавра, который учит сидящего на нём Аполлона играть на лире. Наконец, внизу, по двум сторонам входа в портик со стороны Ришельевской улицы, установлены две большие группы, аллегорически олицетворяющие комедию и трагедию. Внизу расположены амуры с птичьими масками, а с другой стороны птица. На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут-же, её ног. В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел. На фасаде портика, над балконом, находятся два горельефных изображения — две Славы с венками в руках. Эти два украшения весьма изящны и исполнены прекрасно. Вокруг фасада передней части здания по фронтону расположены фигуры, изображающие амуров в разных позах, группами и в одиночку. Не забыты и корифеи русской литературы и музыки. По двум сторонам полукруглой части театра поставлены четыре бюста: Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Глинки. На крыше надсценной надстройки поставлена группа, изображающая двух ангелов, держащий герб Одессы...

Во всём (зрительном) зале снизу до потолка исключительно преобладают бархат, сатин, позолота. Первые пять рядов (партера), по принятому в заграничных театрах делению, носят название оркестра; далее идут девять рядов паркета и наконец восемь рядов собственно партера... Всех мест в партере 474... Бенуарных лож шестнадцать... Лож бель-этажа 29. Сначала находится по одной ложе авансцены по девяти мест каждая... Всех лож второго яруса 18. ...амфитеатр, при 226 местах имеет четыре выхода. Лож третьего яруса всего шесть. Остальное пространство занимает галерея.. всех мест в галерее 336. Галерея устроена слишком хорошо, можно сказать роскошно. Не говоря уже о том, что посетители райка имеют отдельные занумерованные места, вседствие ченго на галерею можно запускать лишь определённое число зрителей, по числу мест, — сами места устроены в виде кресел с откидными деревянными сидениями, с высокими обитыми бархатом спинками и ручками по бокам. Всех мест в театре 1590.

Средняя часть потолка занята четырьмя большими картинами, чрезвычайно мастерски и художественно исполненными венским художником Лефлером. Сюжеты для картин взяты из четырёх произведений великого английского драматурга Шекспира: "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Зимние сказки" и "Что вам угодно". Эффектным украшением потолка служит центральная бронзовая люстра, освещаемая электрическим светом. Чтобы покончить с зрительным залом, нам остаётся сказать ещё несколько слов об отделении для оркестра. И здесь мы видим отступление от общепринятого устройства в наших театрах. В то время, как в большинстве театров оркестр находится на виду зрителей, в новом театре он скрыт в углублении, так что виден только дирижёр. Самое помещение оркестра просторно и удобно.
Водоснабжение театра устроено вполне целесообразно. Кроме проводов воды в уборные, клозеты, в побочные помещения сцены и вообще, так сказать, для постоянного потребления, есть много проводов, предназначенных исключительно для охранения безопасности от пожара. В каждом фойе посетители театра замечают небольшие деревянные застекленные ящики, в которых помещаются пожарные краны со шлангами, длинной от шести до семи сажень. Таких пожарных кранов имеется по три в каждом фойе. Подле каждого пожарного крыла находится дежурный пожарный служитель, который, в случае пожара в ближайшей от него части театра, немедленно открывает пожарный кран и в то же время сигналом посредством электрического провода, устроенного тут-же подле пожарного крана, в стене, даёт знать наряду пожарной команды, находящемуся в особом помещении подле сцены, как наиболее опасной в пожарном отношении части здания. Всего-же во всём театральном здании устроено 34 пожарных крана. Но этим не ограничиваются противопожарные приспособления в городском театре. Самым опасным местом в театре в пожарном отношении является сцена, на которой сосредоточено наиболее горючего и легко воспламеняющегося материала. Поэтому, кроме всевозможных мер предосторожности и предохранительных приспособлений, сцена отделена от остальных побочных помещений её несгораемыми стенами и железными герметически запирающимися дверьми. От зрительного зала сцена отделяется двойной железной занавесью, устроенной из волнистого листового железа, которая, в случай пожара на сцене, немедленно опускается и совершенно изолирует сцену от зрительного зала, в который не может проникать не только огонь, но и дым. Для опускания этой занавеси достаточно 34 секунды; для поднятия-же её требуется 3 1/2 минуты. Каждый спектакль занавес подымается и опускается на глазах у зрителей. Делается это для убеждения присутствующих в театре в полной безопасности их на случай пожара на сцене. Если ко всем этим предосторожностям мы прибавим, что театр освещается электрическим светом и что, таким образом, из театра устранена главная причина пожара — освещение газом или театра устранена главная причина пожара — освещение газом или осветительными минеральными маслами, то с положительностью можно сказать, что в пожарном отношении одесский городской театр является наиболее безопасным. Кроме того в театре имеется такая масса широких и удобных выходов, сообщающихся непосредственно с улицей, что публика скоро и в безопасности может выйти из театре.
Употребляемые для освещения дуговые лампы доставляют свет силой в 600 свечей каждая. Калильные лампы двух родов: в 50 и в 16 свечей каждая. Для наружного и внутреннего освещения театра установлено всего 11 дуговых ламп, 504 калильных в 50 и 1398 в 16 свечей в каждой. При полном освещении театра, внутреннем и внешнем, эти лампы способны дать количество света, равное силе света более 500.00 свечей. Собственно для освещения зрительного зала установлено 292 калильные лампочки в 16 свечей, следовательно, сила света в зале, при полном освещении, равняется 4.672 свечам.
Общая стоимость собственно театрального здания с электрическим освещением определяется в 1285.000 руб." [ОД-72, Ч. І — С. 131, 135, 139, 141, 143].




Secondary photos: hide / show
477 KB
45

July 31, 2018
Author: Богдан Смыков
CC-BY-ND

2018
2017
448 KB
184

August 30, 2017
Author: bogdankrivoyrog
Copyright ©

2017
2016
151 KB
148

Поющие маскароны оперного театра

May 30, 2016
Author: SergeyUA
CC-BY-NC

282 KB
192

А. С. Пушкин

May 30, 2016
Author: SergeyUA
CC-BY-NC

311 KB
196

"На фасаде портика, над балконом, находятся два горельефных изображения — две Славы с венками в руках. Эти два украшения весьма изящны и исполнены прекрасно" [ОД-72, Ч. І — С. 135].

May 29, 2016
Author: SergeyUA
CC-BY-NC

257 KB
1   223

"Над главным портиком со стороны Ришельевской улицы возвышается на громадном пьедестале главная, наиболее живописная и эффектная группа, на которой изображена муза театра, в колеснице, запряжённой двумя пантерами. В левой руке у неё горящий факел, правая поднята вверх. По бокам её два гения с лавровыми венками в руках. Немного ниже на втором пьедестале, находятся две больших группы, олицетворяющие музыку и танцы. На правой изображена Терпсихора, обучающая молодую девушку танцам. Левая представляет Минотавра, который учит сидящего на нём Аполлона играть на лире" [ОД-72, Ч. І — С. 135].

May 29, 2016
Author: SergeyUA
CC-BY-NC

153 KB
1   192

Муза театра на колеснице, запряженной пантерами, и гениями по бокам.

May 29, 2016
Author: SergeyUA
CC-BY-NC

224 KB
8   307

Муза театра на колеснице, запряженной пантерами, и гениями по бокам.

May 29, 2016
Author: SergeyUA
CC-BY-NC

382 KB
265

May 29, 2016
Author: SergeyUA
CC-BY-NC

291 KB
179

М. И. Глинка

May 29, 2016
Author: SergeyUA
CC-BY-NC

324 KB
187

А. С. Грибоедов

May 29, 2016
Author: SergeyUA
CC-BY-NC

258 KB
196

Н. В. Гоголь

May 29, 2016
Author: SergeyUA
CC-BY-NC

2016
2013
497 KB
280

May 30, 2013
Author: Guaglione
CC-BY-ND

2013
2012
353 KB
213

July 26, 2012
Author: Fakel
CC-BY-ND

439 KB
187

"На фасаде портика, над балконом, находятся два горельефных изображения — две Славы с венками в руках. Эти два украшения весьма изящны и исполнены прекрасно" [ОД-72, Ч. І — С. 135].

July 26, 2012
Author: Fakel
CC-BY-ND

354 KB
228

July 26, 2012
Author: Fakel
CC-BY-ND

310 KB
186

July 26, 2012
Author: Fakel
CC-BY-ND

375 KB
234

Н. В. Гоголь

July 26, 2012
Author: Fakel
CC-BY-ND

482 KB
251

July 26, 2012
Author: Fakel
CC-BY-ND

453 KB
195

Скульптурная группа изображающая комедию [ОД-72, Ч. І — С. 135].

July 26, 2012
Author: Fakel
CC-BY-ND

439 KB
169

"На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут-же, её ног. В правой рука у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел" [ОД-72, Ч. І — С. 135].

July 26, 2012
Author: Fakel
CC-BY-ND

485 KB
252

"низу, по двум сторонам входа в портик со стороны Ришельевской улицы, установлены две большие группы, аллегорически олицетворяющие комедию и трагедию. Внизу расположены амуры с птичьими масками, а с другой стороны птица. На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут-же, её ног. В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел" [ОД-72, Ч. І — С. 135].

July 26, 2012
Author: Fakel
CC-BY-ND

402 KB
221

July 26, 2012
Author: Fakel
CC-BY-ND


Architects:Дыховичная Н. А., Быков Э. Н., Снисаренко В. И., Катруца Ю. А.
Name/purpose:Городской театр — Одесский театр "Оперы и балета"
Purpose changed
2007
Architects:Шаповаленко Н. А., Евангелиди Н. Ф., Корнет И. И., Ясинский Р. И.
Name/purpose:Оперный театр
440 KB
228

Открытка из набора "Одесса". М.: "Планета", 1987 г.
6. Государственный академический театр оперы и балета
Фото В. Корнюшина

1986 (approximately)
Received from Марат Рафиков
Общественное достояние

1986
1970
487 KB
117

Ракурс показан условно, так как проблематично определить к какой из двух лестниц относится снимок.

Подпись: Государственный академический театр оперы и балета.
Авторы фотографий издания (укр.): Дедов В. П., Козловський М. Ф., Підберезький А. А., Рибак М. Р., Сайка О. О.
Источник: фотоальбом "Одесса". Киев: Мистецтво, 1975 (сдано в производство 3.10.1973, подписано к печати 30.05.1975).

1970 (approximately)
Received from Antique
CC-BY-SA

416 KB
119

Подпись: Государственный академический театр оперы и балета.
Авторы фотографий издания (укр.): Дедов В. П., Козловський М. Ф., Підберезький А. А., Рибак М. Р., Сайка О. О.
Источник: фотоальбом "Одесса". Киев: Мистецтво, 1975 (сдано в производство 3.10.1973, подписано к печати 30.05.1975).

1970 (approximately)
Received from Antique
CC-BY-SA


478 KB
159

Ракурс указан условно, так как невозможно определить какая из двух лестниц изображена.
Подпись: One of the lobbies of the Opera House.
Источник: Guyvoron A. A. Odessa says welcome (2nd ed., rev. & enlarg.). Odessa: Mayak, 1966, P. 60

1965 (approximately)
Received from Antique
CC-BY-SA

473 KB
186

Подпись: Opera and Ballet Theatre.
Источник: Guyvoron A. A. Odessa says welcome (2nd ed., rev. & enlarg.). Odessa: Mayak, 1966, P. 59

1965 (approximately)
Received from Antique
CC-BY-SA


456 KB
281

Автор: Branson Decou. Подпись: Одесса. Одесский национальный академический театр оперы и балета. Передний фасад.

1931
Received from Antique
Общественное достояние


Architects:Щусев А. В., Давыдов Н. А., Нестурх Ф. П.
Name/purpose:Оперный театр
Purpose changed
1927
Architects:Ландесман С. А.
Name/purpose:Городской театр
493 KB
536

Odesa,  Ланжероновская улица  — Распределительные устройства и трансформаторные подстанции
Odesa,  Ланжероновская улица, 8  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa, Ланжероновская улица, 24 / Екатерининская улица, 12 — Проекты 4-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Переулок Чайковского, 10  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года

1919
Received from Antique
Общественное достояние


491 KB
174

1914
Received from Antique
Общественное достояние

467 KB
395

Odesa, Ришельевская улица, 4 / Дерибасовская улица, 12 — Проекты 5- и более этажных домов до 1920 года

1914 (approximately)
Received from Antique
Общественное достояние

1914
1900
431 KB
858

Odesa,  Дерибасовская улица, 26  — Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Odesa, Дерибасовская улица, 31 / Переулок Вице-адмирала Жукова, 2 — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Дерибасовская улица, 25  — Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Дерибасовская улица, 27  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa, Гаванная улица, 10 — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa, Гаванная улица, 13 / Дерибасовская улица, 20 — Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Odesa, Гаванная улица, 11 — Универсальные административные здания (в т. ч. офисные)
Odesa, Дерибасовская улица, 9 / Ришельевская улица, 5 — Проекты 4-этажных домов до 1920 года
Odesa, Екатерининская улица, 18 — Проекты 5- и более этажных домов до 1920 года
Odesa,  Екатерининская улица, 15  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года

1900 (approximately)
Received from Antique
Общественное достояние

299 KB
448

Odesa, Переулок Чайковского, 8 — Проекты 4-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Переулок Чайковского, 10  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года

Из альбома Дж. Гатри Уотсона, ранее 1892 года.
Гравюра по данной фотографии была опубликована в путеводителе Коханского "Одесса и ея окрестности" на 1892 год.

1900 (approximately)
Received from Antique
Общественное достояние

1900
?
336 KB
191

Odesa,  Ришельевская улица, 2 / Ланжероновская улица, 13  — Административные здания
Odesa,  Ришельевская улица, 1 / Ланжероновская улица, 11  — Административные здания

Гравюра. Автор: К. Вейерман Гр.

Подпись: Общий вид театра.

Источник: Коханский В. C. Одесса за 100 лет (Одесса и ея окрестности): исторический очерк и иллюстрированный путеводитель на 1894 год с 8 планами и картами и 120 рисунками. Одесса: тип. П. Францова, 1894 (дозволено цензурой 31.01.1894). Ч. І — С. 133

Received from Antique
Общественное достояние

349 KB
151

Гравюра по фотографии из альбома Дж. Гатри Уотсона.
Автор: Кокорев. Подпись: "Городской театр".
Источник: Коханский В. C. Одесса и ея окрестности. – 3-й год изд. Одесса: тип. Л. Нитче, 1892, ч. I — С. 97.

Received from Antique
Общественное достояние

475 KB
266

Источник: библиотека Конгресса США

Received from Antique
Общественное достояние

467 KB
690

Odesa,  Ришельевская улица, 1 / Ланжероновская улица, 11  — Административные здания
Odesa,  Ришельевская улица, 2 / Ланжероновская улица, 13  — Административные здания
Odesa,  Дерибасовская улица, 10 / Ришельевская улица, 3  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Ришельевская улица, 4 / Дерибасовская улица, 12  — Проекты 2-этажных домов до 1920 года

Источник: библиотека Конгресса США

Received from Antique
Общественное достояние

424 KB
897

Odesa, Гаванная улица, 6 — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Сабанеев мост, 1 / Военный спуск, 9  — Проекты 4-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Екатерининская площадь, 7  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Екатерининская площадь, 9  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa, Екатерининская улица, 2 / Екатерининская площадь — Проекты 4-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Екатерининская улица, 4  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Екатерининская улица, 6  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa, Екатерининская улица, 10 — Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Odesa, Ланжероновская улица, 24А — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa, Гаванная улица, 10 — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Преображенская улица, 24  — Проекты домов до 1920 года

Received from Antique
Общественное достояние

475 KB
1247

Odesa,  Таможенная площадь, 7  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Таможенная площадь, 5  — Портовые здания
Odesa,  Таможенная площадь, 3  — Портовые здания
Odesa,  Таможенная площадь, 1  — Таможни
Odesa,  Таможенная площадь, 1  — Таможни
Odesa,  Приморская улица, 1 / Польский спуск, 2  — Складские здания и сооружения
Odesa, Ланжероновская улица, 2 — Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Думская площадь, 1  — Биржи
Odesa,  Ланжероновский спуск, 2 / Польский спуск, 4  — Складские здания и сооружения
Odesa,  Ланжероновский спуск, 1 / Польский спуск, 6  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Ланжероновский спуск, 4  — Сооружения садово-парковой архитектуры
Odesa,  Ланжероновский спуск, 4  — Складские здания и сооружения
OdesaPanoramas

Received from Antique
Общественное достояние

427 KB
530

Odesa,  Приморская улица, (?)  — Православные храмы
Odesa,  Приморский бульвар, 5  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa, Приморский бульвар, 8 / Екатерининская площадь, 1 — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Приморский бульвар, 11  — Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Приморский бульвар, (?)  — Рестораны, кафе, закусочные, шашлычные, пивные бары

Received from Antique
Общественное достояние

442 KB
723

Odesa,  Ришельевская улица, 4 / Дерибасовская улица, 12  — Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Ришельевская улица, 2 / Ланжероновская улица, 13  — Административные здания
Odesa,  Дерибасовская улица, 10 / Ришельевская улица, 3  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Дерибасовская улица, 14  — Проекты 4-этажных домов до 1920 года
Odesa,  Дерибасовская улица, 14 / Екатерининская улица, 17  — Проекты 3-этажных домов до 1920 года

Received from Antique
Общественное достояние

379 KB
278

Received from Antique
Общественное достояние


Pictures displayed: 43 from 43